Автономное учреждение федерального уровня

Виды государственных учреждений

Оглавление

Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Комментарий

Государственное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником.

Государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ):

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Кроме того, государственные учреждения могут быть федеральные и региональные (субъектов РФ). Отнесение государственного учреждения к той или иной категории определяется по его учредителю:

Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;

Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).

Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений

Источник бюджетного финансирования:

Казенные — на основе бюджетной сметы

Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности

Казенные — Смета доходов и расходов

Автономное — в самостоятельное распоряжение

Бюджетное — в самостоятельное распоряжение

Казенные — зачисляются в бюджет

Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства

Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)

Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Дополнительно

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Автономное учреждение

Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Согласно статьям 120 и 296 Гражданского кодекса учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Читайте так же:  Порядок увольнения по выслуге лет в мвд

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое «Автономное учреждение» в других словарях:

Автономное учреждение — 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных… … Официальная терминология

Автономное учреждение Московской области — некоммерческая организация, созданная на базе имущества, находящегося в собственности Московской области для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов… … Официальная терминология

Учреждение (организация) — Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера. [1] Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на… … Википедия

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

Учреждение — У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и… … Википедия

Бюджетное учреждение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Муниципальное учреждение физической культуры и спорта — бюджетное или автономное учреждение, созданное в установленном порядке администрацией муниципального образования для реализации политики в сфере физической культуры и спорта на территории муниципального образования. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ… … Официальная терминология

Северное Тушино (парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Северное Тушино. Государственное автономное учреждение культуры г. Москвы «Парк культуры и отдыха „Северное Тушино“» … Википедия

Гуманитарный лицей (Ижевск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гуманитарный лицей. Гуманитарный лицей Основана 1990 Директор Михаил Петрович Черемных Тип Лицей Учеников более 300 (2012) Адрес Россия … Википедия

Некоммерческая организация — (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.01.2015 2015-01-19

Статья просмотрена: 9958 раз

Библиографическое описание:

Агафонова Л. Н. Преимущества и риски при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/82/14968/ (дата обращения: 12.12.2019).

Проведен анализ основных особенностей деятельности, преимуществ и рисков при переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение.

Ключевые слова: риск, автономное учреждение, управление.

Автономное учреждение — это некоммерческое образование, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для исполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение в сравнении с бюджетным имеет определенные особенности при проведении своей деятельности, установленные правовым статусом учреждения. На данный момент имеет место ужесточение условий использования внебюджетных средств бюджетными организациями в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации. Возросшая финансово-хозяйственная самостоятельность автономных учреждений предоставляет ряд привилегий для функционирования в сравнении с бюджетным. Следует перечислить основные преимущества от организации автономного учреждения по сравнению с его работой в форме бюджетного:

1. Учредитель автономного учреждения в обязательном порядке устанавливает для учреждения государственное (муниципальное) задание на предоставление услуг и осуществляет финансовое обеспечение исполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

2. Автономное учреждение самостоятельно распределяет и использует полученную из бюджета субсидию (субвенцию) на выполнение задания учредителя, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания, предоставление услуг соответствующего качества в рамках его исполнения и достижение установленных показателей результативности.

3. Автономное учреждение самостоятельно в распоряжении доходами, полученными от оказания платных услуг или исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя.

4. Автономное учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях; расходование средств автономным учреждением не контролируется органами Казначейства Российской Федерации.

5. Автономное учреждение не является государственным (муниципальным) заказчиком и не обязано расходовать бюджетные средства на финансирование исполнения задания учредителя через процедуру государственного (муниципального) заказа.

6. Автономное учреждение вправе привлекать заемные средства в рамках осуществления своей деятельности.

7. Для автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего бюджетного учреждения, законодательством предусмотрена возможность в установленных случаях «вернуться» в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов [1].

Основные особенности функционирования бюджетных учреждений и автономных учреждений [1]

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное учреждение (АУ)

Учредитель, руководитель; наблюдательный совет не является обязательным органом.

Также см. ст. 158 БК РФ, определяющую бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Учредитель, наблюдательный совет, руководитель и иные органы, предусмотренные Законом об автономных учреждениях № 174-ФЗ и уставом автономного учреждения

(п.2 ст.8 и ст.9 174-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Участие учредителя в финансировании учреждения

Читайте так же:  Войти в наследство какие документы нужны

В соответствии со ст.120 ГК РФ, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. В соответствии с новой редакцией БК РФ (ст. 41), доходы учреждений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и платных услуг включаются в состав неналоговых доходов бюджетов (после принятия соответствующего Федерального закона).

В соответствии с п.3 ст.4 Закона об автономных учреждениях № 174-ФЗ, учредитель финансирует:

1. Выполнение учреждением задания по нормативам;

2. Расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления;

3. Расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, в т. ч. земельные участки;

4. Расходы на развитие АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Преимущества и риски для учреждения при переводе его в форму автономного учреждения могут заключаться в следующем:

1. Автономное учреждение извлекает доходы из двух основных источников:

а) бюджетное финансирование исполнения задания учредителя, содержания недвижимого и особо ценного движимого имущества, уплаты налогов и развития учреждения в рамках утвержденных программ;

б) доходы от предпринимательской деятельности помимо исполнения задания учредителя. При этом доходы автономного учреждения поступают в его собственное распоряжение (собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления деятельности автономным учреждением). Высокий уровень финансовой самостоятельности автономного учреждения дает ему возможность существенного увеличения внебюджетных доходов.

2. Одним из основных рисков для автономного учреждения является вероятность понижения объёма государственного (муниципального) задания и, соответственно, величины бюджетного финансирования. Способом нейтрализации данного риска может служить разработка и принятие регионального или местного бюджета на трехлетний период либо утверждение перспективного финансового плана с выделением на среднесрочную перспективу строки «субсидии автономным учреждениям» с неснижаемым из года в год плановым объемом ассигнований. Необходимо отметить, что риск понижения объемов бюджетного финансирования существует также и для бюджетных учреждений.

3. Риском для автономного учреждения также является возможность банкротства кредитного учреждения, в котором автономное учреждение открыло счет. В качестве способа нейтрализации данного риска можно предложить выбор учреждением для открытия счета наиболее надежных банков — например, таких, существенная доля акций которых находится в государственной собственности (Сбербанк РФ, Внешторгбанк и пр.).

4. Для автономного учреждения имеет место значимый риск невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, а собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Таким образом, автономное учреждение в случае невозможности исполнения своих обязательств перед кредиторами отвечает по обязательствам своим движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств учреждения, а также денежными средствами на своих банковских счетах.

5. Немаловажным для автономного учреждения является также риск несвоевременного финансирования исполнения задания учредителя и (или) поступления доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания. Задержка при перечислении субсидии (субвенции) на выполнение задания учредителя в соответствии с установленным графиком может привести к невыполнению автономным учреждением своих обязательств перед персоналом и внешними контрагентами, несоблюдению гарантий получателям услуг, что может привести к потере платежеспособности учреждения и снижению объемов и (или) качества оказываемых услуг. Что касается доходов от оказания платных услуг и исполнения работ по договорам помимо исполнения задания учредителя, то практика показывает, что сокращение доходов от платных услуг до 10 % относительно плановых показателей позволяет учреждению относительно безболезненно покрыть свои обязательства за счет переноса на более поздний срок некоторых расходов. Более значительные сокращения внебюджетных доходов, как правило, приводят к серьезным последствиям и оказывают негативное влияние на качество и объемы оказываемых учреждением услуг.

Автономные учреждения обладают самостоятельностью в распоряжении всеми доходами, полученными от оказания платных услуг и исполнения договоров помимо исполнения задания учредителя. В соответствии с Законом об автономных учреждениях собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности учреждения в случае сдачи в аренду с согласия учредителя имущества, находящегося на праве оперативного управления. Все доходы от аренды поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но учредитель при этом не финансирует расходы на содержание сданного в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

1. Абанкина И. В., Меркулова Г. И., Осовецкая Н. Я. Основные критерии перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения и принципы финансового планирования их деятельности. // Вести образования

2. Вифлеемский А. Переход бюджетного учреждения в автономное. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 1, июль 2007 г.

3. Емельянова О. Особенности налогообложения автономных учреждений. // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, № 2, август 2007 г.

4. Оценка возможных рисков и последствий перевода бюджетных учреждений образования в автономные учреждения. «ИМА Консалтинг», http://www.ima-consulting.ru/

5. Письмо Минэкономразвития России от 18 января 2008 г. № Д04–90 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Мифы об автономных учреждениях

«Руководитель бюджетной организации», 2010, N 2

С осени 2007 г. в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа — так называемые автономные учреждения. По данным анализа, проведенного Институтом экономики города, на 1 июля 2009 г. на региональном и муниципальном уровне существовало не менее 755 автономных учреждений .

Жигалов Д. Государственные задания автономным учреждениям (расчет объема финансового обеспечения) // Бюджет, 2010, январь (http://bujet.ru/article/69230.php).

Читайте так же:  Упрощенная форма бухгалтерского баланса

В массовом сознании населения это новое словосочетание в отличие от таких слов, как монетизация, пока еще не имеет каких-либо позитивных или негативных смыслов. А вот что касается профессионального сообщества, так или иначе связанного с государственным или муниципальным управлением (чиновники, руководители государственных и муниципальных учреждений, эксперты), то по поводу автономных учреждений у них существуют полярные мнения. Причем зачастую эти суждения как позитивные, так и негативные основаны не на объективных данных, а на неких мифах. Последние своим появлением обязаны недостаточной информированности своих носителей и бурным дискуссиям, которые сопровождали разработку и принятие Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в 2005 — 2006 гг. Особенно эти мифы распространены среди чиновников и руководителей бюджетных, а иногда даже и автономных учреждений.

Миф первый. Автономное учреждение не получает финансирования из бюджета и должно само зарабатывать себе на жизнь.

Автономное учреждение, так же как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Если учредитель бюджетного учреждения обязан осуществлять его финансирование за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса), то в отношении автономного учреждения он должен сформировать государственное или муниципальное задание и осуществлять финансовое обеспечение выполнения этого задания в виде предоставления субсидии (ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

В этой связи примечательно, что при переводе в автономные учреждения таких государственных бюджетных учреждений, как управление государственной экспертизы, их учредители столкнулись с неожиданной проблемой. Раньше эти учреждения зачастую вообще не финансировались из бюджета и жили на деньги, которые получали за счет платных услуг. В основном именно по этой причине они переводились в автономные одними из первых, причем достаточно массово. Однако после этого перевода многим учредителям пришлось в лучшем случае придумывать для новоиспеченного автономного учреждения какое-то полезное госзадание, а в худшем — высасывать это задание из пальца и, соответственно, находить и выделять ему средства для его выполнения. Как говорится, за что боролись.

Причиной данного мифа является, по-видимому, то, что неискушенные люди, не знакомые с нормативно-правовой базой об автономных учреждениях или знакомые с ней поверхностно, считают, что слово «автономный» указывает на автономность этих учреждений от бюджетных денег. Хотя на самом деле автономные учреждения независимы от другого — от ответственности их учредителя (собственника имущества) перед третьими лицами по обязательствам учреждения (п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Миф второй. В автономные учреждения можно (имеет смысл) переводить только те учреждения, которые имеют внебюджетные доходы.

Несмотря на то что в федеральной нормативно-правовой базе, касающейся автономных учреждений, нигде на это не указано, этот миф очень устойчив. Такое положение даже закрепляется в некоторых нормативных правовых актах регионального или муниципального уровня. Например, при установлении порядка (принципов, механизмов и т.д.) перевода бюджетных учреждений в автономные в этих документах может фиксироваться тот или иной размер внебюджетных доходов учреждения, при достижении или при превышении которого оно может стать автономным. А если доход не соответствует такому размеру, то оно не может быть переведено в автономное.

Вероятной причиной данного мифа является туманность формулировок о целеполагании применения механизма автономных учреждений, транслируемых на федеральном уровне. Более или менее ясных высказываний ни в каких федеральных нормативных правовых документах и не содержится. Вместе с тем сама суть механизма автономных учреждений позволяет сформулировать две задачи: рационализация управления учреждением и повышение внебюджетного финансирования их деятельности. При этом достижение первой задачи обеспечивается самим изменением типа учреждения и правил его функционирования, а достижение второй задачи, безусловно, зависит от специфики услуг учреждения, его существующих кадровых и материально-технических ресурсов, внешней конъюнктуры и активности руководства учреждения. Поэтому в худшем случае жизнь учреждения, ставшего автономным, должна стать проще, а в лучшем — она может стать еще и богаче.

С точки зрения рационализации управления, иными словами, упрощения жизни, в автономное учреждение можно, в принципе, переводить любое бюджетное учреждение, за исключением учреждений здравоохранения (имеется однозначный запрет — п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). А вот с точки зрения повышения внебюджетных доходов автономными имеет смысл становиться, конечно же, тем учреждениям, которые реально способны, оказавшись в более благоприятных для этого институциональных условиях, данные доходы увеличить. К ним прежде всего относятся те бюджетные учреждения, которые и в существующем статусе могут, хотят и умеют зарабатывать деньги. Однако сводить все только ко второй задаче, при этом игнорировать первую и мотивировать это какими-то выдуманными запретами, совершенно неправильно.

Миф третий. Автономное учреждение будет обязательно получать бюджетное финансирование в меньшем объеме, чем аналогичное бюджетное учреждение.

Прежде всего нужно иметь в виду, что правила финансирования автономных учреждений устанавливаются, можно сказать, индивидуально на уровне собственника их имущества (учредителя). В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» на каждом таком уровне (федеральном, региональном и муниципальном) должны быть определены условия и порядок формирования задания учредителя, а также порядок финансового обеспечения выполнения этого задания. Кроме того, на тех же уровнях согласно требованиям ст. 78.1 Бюджетного кодекса должны быть утверждены порядки определения объема и предоставления субсидий автономным учреждениям. Федеральное законодательство дает здесь каждому уровню свободу творчества, и поэтому именно то, что прописано в каждом из документов, и определяет правила игры по финансированию автономных учреждений.

В целом, конечно же, фактический объем финансирования автономного учреждения зависит от двух ключевых факторов: объема/содержания задания и финансовых возможностей учредителя. При этом в п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об автономных учреждениях» говорится, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. А проблема недофинансирования из-за того, что в бюджете той или иной территории просто-напросто не хватает денег на выполнение всех своих обязательств, в равной степени опасна как для автономных, так и для бюджетных учреждений.

Читайте так же:  Срок между подполковником и полковником

Миф четвертый. При преобразовании бюджетного учреждения в автономное объем финансирования ни в коем случае не может быть уменьшен.

Данный миф по своей сути прямо противоположен предыдущему, но тоже достаточно распространен.

Действительно, в п. 11 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» говорится о том, что при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением. Однако здесь нужно разобраться, что такое денежные средства, закрепленные за учреждением, каким документом они закреплены и на какой период.

Применительно к бюджетному учреждению подобными средствами могут считаться средства, утвержденные учредителем сметой или иным нормативным правовым документом (законом о бюджете и т.п.), в котором за этим конкретным учреждением закреплялись бы определенные бюджетные средства на тот или иной период (как известно, бюджеты у нас сейчас могут быть однолетними или трехлетними).

Предположим, например, что бюджетное учреждение преобразовывается в автономное со второго полугодия. На текущий год за учреждением по утвержденной смете была ранее закреплена конкретная сумма бюджетного финансирования. Поэтому сумма сметного финансирования по первому полугодию (в статусе бюджетного учреждения) и субсидии по второму полугодию (уже в автономном статусе) не должна быть меньше, чем сумма, указанная в смете, утвержденной на текущий год. Если же бюджетное учреждение преобразовывается в автономное с начала нового года, а на новый год смета не утверждена и нет каких-либо других «закрепляющих деньги» документов, то никаких денежных средств на новый год учреждению еще не выделено. В данном случае учредитель вправе предоставить автономному учреждению субсидию в объеме меньшем, чем это было предусмотрено сметой в прошлом году.

Отметим, что в принципе у учредителя в любом случае существует возможность обойти рассматриваемый запрет по изыманию имущества или уменьшению денежных средств при переводе его в автономное. Эта возможность заключается в том, что он просто может произвести эти изъятия и уменьшения не у бюджетного учреждения, преобразовываемого в автономное, то есть не тогда, когда начало процесса перевода уже было документально зафиксировано, а пораньше.

Миф пятый. Переход бюджетного учреждения в автономное — это приватизация государственного или муниципального имущества.

Однако, будучи беспристрастным наблюдателем, не могу не отметить, что с недавних пор этот вопрос решается не так уж однозначно. Появилась примечательная динамика. До 5 августа 2009 г. вышеупомянутый порог балансовой стоимости особо ценного движимого имущества составлял 50 тыс. руб., а после специальным правительственным Постановлением был увеличен в 10 раз — до 500 тыс. руб. В прежней ситуации автономное учреждение в любом случае не могло распоряжаться дорогим имуществом. Ведь все имущество с балансовой стоимостью более 50 тыс. руб. автоматически относилось к особо ценному. Теперь же теоретически можно предположить, что если учредитель по определенным причинам не станет пользоваться своим правом по отнесению к особо ценному движимого имущества стоимостью менее 500 тыс. руб., то учреждение вполне свободно сможет распоряжаться и достаточно дорогим имуществом.

Говоря об имущественном аспекте деятельности автономного учреждения, следует также обратить внимание на то, что закрепление за автономным учреждением имущества учредителя является, по сути, еще одной фактической гарантией бюджетного финансирования автономного учреждения. Очевидно, что независимо от объема задания на оказание государственных или муниципальных услуг учредитель не может допустить ситуацию, когда его имущество может быть испорчено или утрачено из-за того, что у автономного учреждения не будет средств для содержания этого имущества.

Миф шестой. Автономное учреждение полностью независимо от учредителя в своей финансово-хозяйственной деятельности.

Так же как и в отношении бюджетного учреждения, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. Да, конечно, в отличие от бюджетного учреждения у этого руководителя появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики в оказании платных услуг. Однако нельзя забывать о том, что именно учредитель назначает и прекращает полномочия руководителя автономного учреждения (п. 6 ст. 9 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, он может в конечном счете найти какую-нибудь причину для того, чтобы поменять руководителя. Образно говоря, поводок становится длиннее, но он остается.

Подведем итог. Вполне естественно, что по мере появления все большего количества автономных учреждений и накопления практического опыта мифы вокруг таких учреждений будут постепенно развеиваться. Уже сейчас их можно встретить гораздо реже, чем раньше. Но все-таки они еще пока существуют. Ведь по данным вышеупомянутого анализа, проведенного Институтом экономики города, на 1 июля 2009 г. доля автономных учреждений, созданных на региональном и муниципальном уровне, составляла всего одну четверть процента от числа региональных и муниципальных бюджетных учреждений.

Автономные учреждения: особенности организации учета

С 2012 года перед образовательными учреждениями встанет вплотную вопрос о выборе типа учреждения. Анализ действующих норм показывает, что самый непростой переход – на автономный тип. Как организовать учет в данном случае? Об этом – в статье.

Читайте так же:  Сколько дней в месяце при расчете стажа

Итак, начнем с того, что правовые положения автономных учреждений были определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Согласно статье 2 указанного нормативного акта, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госвласти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах в случаях, установленных законами.

Таким образом, автономное учреждение может вести как деятельность, финансируемую за счет бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства медицинского страхования), так и приносящую доход деятельность.

После того как Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в упомянутый Закон № 174-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, правовое положение автономных и бюджетных учреждений максимально сблизилось. В частности, бюджетным учреждениям предоставлены дополнительные права принятия самостоятельных решений по использованию собственных денежных средств, а аналогичные права автономных учреждений несколько ограничили.

Практически совпадают определения бюджетного и автономного учреждений, приведенные в федеральных законах № 7-ФЗ и № 174-ФЗ. Бюджетное и автономное учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств.

Единые подходы установлены законодательством и для формирования государственного и муниципального задания в отношении автономных и бюджетных учреждений.

Также имеется практически полное сходство в части определения источников финансового обеспечения основной деятельности учреждений – это субсидии из соответствующего бюджета (определяемые на основании утвержденного норматива) и иные не запрещенные федеральными законами источники.

Но отличия все же есть, и некоторые из них довольно-таки существенны.

Для выявления преимуществ выбранной организационно-правовой формы сравним правовой режим автономного и бюджетного учреждения. Так как правовое положение последнего также распространено среди учебных заведений.

В настоящее время основные различия между автономными и бюджетными учреждениями можно свести к следующим элементам.

Сфера деятельности учреждений.
Перечни основных сфер деятельности, в которых автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять свою деятельность, совпадают.

Однако для бюджетных учреждений указанный перечень, по существу, является открытым, автономные учреждения же могут заниматься деятельностью, прямо не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, только в том случае, если они указаны в других законах.

Создание органов управления. В отличие от бюджетного, в автономном учреждении должен создаваться наблюдательный совет, которому в том числе и предоставлено право совершения крупных сделок.

Заключение коммерческих договоров на поставку товаров, работ и услуг. На автономные учреждения требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ (Закона о госзакупках) не распространяются. То есть процедура заключения договоров существенно упрощена, а ограничения практически отсутствуют. Следовательно, при заключении договоров автономные учреждения руководствуются нормами гражданского законодательства.

Привлечение заемных средств. Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств). Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями. В данном случае запрет на применение ЕНВД соотносится со сферой деятельности учреждения, а не с его организационно-правовой формой.

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Она устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные), а также определяет особенности учета в учреждениях, обусловленные их правовым статусом и спецификой использования источников финансирования различных видов деятельности.

Применительно к автономным учреждениям нормы Инструкции № 157н детализированы в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Учет в автономных учреждениях организуется и ведется на основе учетной политики учреждения, в которой рекомендуется раскрывать организационные и методологические аспекты.

>|Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012». Она включает в себя программу-составитель, которая поможет создатьэтот важный документ без лишних хлопот и с учетом нововведений.|

>|Планируется, что с 1 января 2012 года будут действовать новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Подготовлены соответствующие проекты нормативных актов (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 02-04-09/4372). Также разработаны переходные таблицы (письмо Минфина России от 6 октября 2011 г. № 02-04-09/4467).|

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Автономное учреждение федерального уровня
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here