Дисциплинарные взыскания применяемые к муниципальному служащему

Статья 35. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего

Статья 35. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего

1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

3. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

4. Обжалование дисциплинарного взыскания осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

5. Муниципальный служащий несет предусмотренную федеральным законодательством и законами города Москвы ответственность за действия или бездействие, нарушающие права и законные интересы граждан.

Раздел I. Применение мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений

Раздел I. Применение мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий в отношении муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений

1.1. За совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, в том числе несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее также — «дисциплинарный проступок») — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

1.2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае оформляется муниципальным правовым актом).

1.3. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством в части, не противоречащей законодательству о муниципальной службе, с учетом порядка, изложенного в настоящем Положении.

1.4. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем органа местного самоуправления, являющимся представителем нанимателя (работодателем).

Не допускается наложение дисциплинарных взысканий лицами, исполняющими обязанности руководителя органа местного самоуправления, являющегося представителем нанимателя (работодателем).

Руководители структурных подразделений органов местного самоуправления вправе обращаться с ходатайством к руководителю органа местного самоуправления, являющемуся представителем нанимателя (работодателем), о привлечении к дисциплинарной ответственности своих подчиненных, замещающих должности муниципальной службы.

1.5. Применению дисциплинарного взыскания должна предшествовать служебная проверка, проводимая кадровым подразделением (кадровой службой) органа местного самоуправления либо лицом (лицами), уполномоченными на проведение такой проверки руководителем органа местного самоуправления, являющимся представителем нанимателя (работодателем).

1.5.1. Служебная проверка может проводиться кадровым подразделением (кадровой службой) иного органа местного самоуправления муниципального района в случае, если полномочия по ведению кадровой работы установлены на основании соглашения между этими органами местного самоуправления либо если такие полномочия возложены нормативным правовым актом представительного органа муниципального района на кадровое подразделение (кадровую службу) одного из органов местного самоуправления муниципального района, которое (которая) является единственным (единственной) в системе органов местного самоуправления муниципального района.

1.5.2. Соответствующими соглашениями могут быть установлены полномочия по проведению служебных проверок кадровым подразделением (кадровой службой) органа местного самоуправления муниципального района в отношении муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований (поселений), входящих в состав муниципального района.

1.5.3. В случаях, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами, факт совершения дисциплинарного проступка может быть предметом рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов органа местного самоуправления.

1.6. В материале служебной проверки должно находиться письменное объяснение муниципального служащего по существу совершенного им проступка либо акт, свидетельствующий об отказе муниципального служащего дать такое письменное объяснение.

В материале служебной проверки могут находиться иные документы, подтверждающие (опровергающие) факт совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка.

1.7. Срок служебной проверки не должен превышать двадцати рабочих дней для обеспечения рассмотрения материала о дисциплинарном проступке в сроки, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения.

1.8. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца с момента обнаружения проступка, не считая времени отсутствия муниципального служащего по болезни, пребывания его в отпуске, служебной командировке.

1.9 Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения (в указанные сроки не включаются время производства по уголовному делу).

1.10. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Наличие факта привлечения муниципального служащего к другим видам ответственности (например, к административной) по одному и тому же факту не освобождает правонарушителя от наложения на него также и дисциплинарного взыскания.

1.11. Вид дисциплинарного взыскания, налагаемого на муниципального служащего, должен соответствовать тяжести совершенного им проступка и обстоятельствам, при которых он его совершил.

1.12. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

1.13. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания муниципальный служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Читайте так же:  Как открыть охранное агентство

По ходатайству непосредственного руководителя или по просьбе самого муниципального служащего, а также по собственной инициативе руководителя органа местного самоуправления — в порядке поощрения за исполнение муниципальным служащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также за иные действия в целях противодействия коррупции — дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно.

1.14. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется правовым актом органа местного самоуправления. Отметка о наложении дисциплинарного взыскания делается в личном деле муниципального служащего.

Снятие дисциплинарного взыскания в срок, указанный в абзаце первом пункта 1.13 настоящего Положения, правовым актом не оформляется (в случае необходимости делается соответствующая отметка в личном деле муниципального служащего).

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется правовым актом, о чем делается отметка в личном деле муниципального служащего.

1.15. Перечень правонарушений, влекущих применение мер дисциплинарной ответственности в отношении муниципальных служащих и наложение на них дисциплинарных взысканий за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством в сфере противодействия коррупции:

злоупотребление служебным положением или полномочиями;

дача или получение взятки;

иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав как для субъекта правонарушения, так и для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному субъекту другими лицами;

невыполнение муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о случаях обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если представление таких сведений является обязательным, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений;

непринятие муниципальным служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого это лицо является;

непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов лицом, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая может привести или приводит к конфликту интересов;

исполнение муниципальным служащим неправомерного поручения, противоречащего законодательству в сфере противодействия коррупции, данного муниципальному служащему его руководителем;

иные правонарушения, установленные федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, в качестве субъектов совершения которых указаны муниципальные служащие.

>
Особенности применения в отношении муниципальных служащих мер дисциплинарной ответственности и дисциплинарных взысканий, предусмотренных.
Содержание
Решение Совета Пестречинского муниципального района РТ от 21 ноября 2014 г. N 203 «Об ответственности муниципальных служащих.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Дисциплинарные взыскания на гражданской службе: виды и порядок применения

За совершение дисциплинарного проступка государственные гражданские служащие несут дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, которая заключается в наложении на них дисциплинарных взысканий руководителем государственного органа (представителем нанимателя), где сотрудник проходит государственную гражданскую службу, или вышестоящим руководителем.

Дисциплинарное взыскание накладывается за совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка, заключающегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, нарушении служебного распорядка, опоздании, прогуле, нарушении требований

0 соблюдении государственной или иной охраняемой законом тайне, отказе от проведения аттестации, несоблюдении требований к служебному поведению гражданского служащего, несоблюдении ограничений и запретов и т.д.

Вопрос о сущности и мерах дисциплинарной ответственности гражданских служащих подробно рассмотрен в параграфе 6.7 настоящего учебного издания. За совершение гражданским служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя, в соответствии с нормами ч. 1 ст. 57 Закона № 79-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.), имеет право применить в отношении него следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а»—«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 данного Закона.

Кроме того, ст. 59.1 Закона № 79-ФЗ, которой за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, дополнительно предусмотрено наложение следующих дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, ст. 59.2 Закона № 79-ФЗ, введенной упомянутым Законом № 329-ФЗ, установлено, что гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления им сведений о своих доходах и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; его участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (в не предусмотренных законодательством случаях); осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности и др [1] .

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, порядок проведения которой подробно рассмотрен в параграфе 10.2 настоящей главы.

Гражданский служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен (письменным распоряжением руководителя) от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (на другие категории работников распространяется норма ТК РФ, согласно которой в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работникам не начисляется).

Читайте так же:  Традиционные и современные стили и методы управления персоналом организации

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя (приказом, распоряжением) не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки). В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Когда вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб государственному органу, помимо дисциплинарного взыскания гражданский служащий может быть привлечен к материальной ответственности. Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения (например, хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества и т.п.), то дисциплинарная ответственность гражданского служащего может сочетаться с уголовной или административной.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Если работник отказался от подписи, то этот факт удостоверяется специальным актом. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок снятия дисциплинарного взыскания состоит в следующем. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в этот период гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятие взыскания оформляется соответствующим правовым актом и является своеобразным поощрением гражданского служащего.

Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих Российской Федерации (стр. 1 из 4)

1. Понятие государственных и муниципальных служащих

2. Дисциплинарная ответственность, функции и основания ее применения

3. Порядок применения дисциплинарных взысканий и его особенности

Список используемой литературы

Согласно трудовому договору обе стороны наделены комплексом прав и обязанностей (ст. 21 и 22 Трудового кодекса РФ). Так, на работодателя возлагается обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, но ему одновременно предоставляется право привлекать работников к дисциплинарной ответственности. Работник же обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации. А правила внутреннего трудового распорядка организации – это и есть локальный нормативный акт организации, регламентирующий порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений. Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами (ст. 189 ТК РФ).

Согласно ст. 190 Трудового кодекса РФ эти правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Работодатель не обязан обеспечивать производственную дисциплину, он обязан создать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Хотя средства обеспечения дисциплины законом предусмотрены. Это поощрения за труд: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д.

Но в ходе профессиональной деятельности работники нередко допускают те или иные нарушения трудовой дисциплины, которые могут образовывать дисциплинарный проступок. Совершение дисциплинарного проступка приводит к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность – это обязанность работника ответить за допущенный им дисциплинарный проступок и понести меры взыскания, предусмотренные трудовым законодательством.

Представленная работа посвящена теме «Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

1. Изучить что является дисциплинарной ответственностью, определить ее функции.

2. Что является дисциплинарным проступком, какие предусмотрены взыскания за нарушения дисциплины труда.

3. Порядок применения дисциплинарных взысканий и его особенности.

Источниками информации для написания данной работы послужили: Трудовой кодекс РФ, федеральные законы о государственной службе, о муниципальной службе, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и прочая литература.

1. Понятие государственных и муниципальных служащих

Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти; субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государств; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Таким образом, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком же органе должность государственной службы;

Читайте так же:  Альтернативная гражданская служба отзывы

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Согласно Федеральному закону от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Таким образом, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

2. Дисциплинарная ответственность, функции и основания ее применения к работникам

Гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем (предприятием, учреждением, организацией независимо от организационно-правовой формы собственности), обязан добросовестно выполнять трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.[1]

В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения. Дисциплинарная ответственность служащих государственной службы регулируется различными Положениями, либо внутренними, так сказать «своими» Уставами. В теории права общие основы дисциплинарной ответственности государственных служащих достаточно полно и широко исследованы различными авторами.

Это позволяет выделить основные ее признаки :

дисциплинарная ответственность – особый вид юридической ответственности;

для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий;

дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

урегулирована нормами административно-служебного права.[2]

Функции дисциплинарной ответственности :

1) регулятивная – направлена на формирование поведения работника, на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;

2) превентивная – предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими работниками (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);

3) карательная – предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;

4) восстановительная и воспитательная – формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное нарушение дисциплины, которое не влечет за собой уголовной ответственности.[3]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Важной составляющей правового статуса муниципального служащего является его ответственность по замещаемой им должности муниципальной службы, которая наступает в результате нарушения муниципальным служащим законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей. Как и государственные гражданские служащие, муниципальные служащие могут нести дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Основанием для привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законодательстве о труде называется дисциплинарным проступком. Дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Он имеет формальный состав и может проявляться в действии или в бездействии муниципального служащего, противоправность которых может быть связана с: неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей; нарушением трудовой дисциплины; несоблюдением требований, ограничений и запретов для муниципальных служащих, установленных Законом № 25-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г.).

Противоправные действия или бездействие муниципального служащего признаются дисциплинарным проступком, если они совершены по вине муниципального служащего, действовавшего умышленно или неосторожно. В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответственность подразделяют на общую и специальную.

В соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность. Представитель нанимателя (работодатель), в соответствии с нормами ч. 1 ст. 27 Закона № 25-ФЗ, имеет право применить в отношении муниципального служащего следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего налагается органом (должностным лицом), имеющим право назначать его на должность. Выбор меры воздействия зависит от характера дисциплинарного проступка, степени вины муниципального служащего, иных обстоятельств правонарушения и личности нарушителя. Первыми в качестве дисциплинарных взысканий применяются меры морального характера (замечание, выговор), а лишь затем, в качестве исключительной меры, следует увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Административная ответственность — особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Основания и порядок применения на муниципальной службе мер административной ответственности аналогичны применяемым в системе государственной гражданской службы. Эти вопросы подробно рассмотрены в параграфе 6.7 главы 6.

Читайте так же:  Во сколько лет меняется паспорт в россии

Административная ответственность для муниципальных служащих может наступить при совершении ими административного правонарушения в виде: совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных правил или правил поведения; издания правовых актов и указаний, которые нарушают положения установленных общеобязательных правил; невыполнения должностными лицами обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными служащими установленных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.

Мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, установленное государством и применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к муниципальным служащим применяются лишь два:

  • 1) предупреждение — мера официального порицания физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме;
  • 2) административный штраф — денежное взыскание (в рублях), размер которого определяется соответствующими статьями КоАП РФ, в том числе для граждан он не превышает 5 тыс. руб., для юридических лиц — 50 тыс. руб.

Дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать судьи, а также органы и должностные лица, предусмотренные нормами главы 23 КоАП РФ.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить прямой материальный ущерб организации-работодателю, в пределах и в порядке установленных законодательством (ст. 238 ТК РФ). Материальная ответственность муниципальных служащих наступает за прямой действительный ущерб органу местного самоуправления (избирательной комиссии), который возник в результате явно противоправного и виновного поведения служащего. Как в общем случае, так и в системе муниципальной службы различают два вида материальной ответственности: ограниченная материальная ответственность; полная материальная ответственность. Подробно вопросы применения материальной ответственности рассмотрены в параграфе 6.7 главы 6.

Ограниченную материальную ответственность за причиненный прямой действительный ущерб работник несет в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный вред в полном размере (ст. 242 ТК РФ) в случаях, которые предусмотрены ст. 243 ТК РФ. Материальная ответственность муниципального служащего может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо избирательной комиссии муниципального образования, подлежит возмещению за счет муниципальной казны.

К уголовной ответственности, в соответствии с Уголовным кодексом РФ (УК РФ), муниципальные служащие могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должностные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий.

Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 9

Применение дисциплинарных взысканий к государственным служащим

За совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарное взыскание. Так указано в ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) — основного правового акта, регулирующего гражданскую службу. Какие виды дисциплинарных взысканий применяются в отношении государственных служащих, в каких случаях и каком порядке, расскажем в настоящей статье.

Виды дисциплинарных взысканий

Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе. Следовательно, это правомерно, что перечень видов дисциплинарных взысканий в отношении государственных служащих шире перечня видов дисциплинарных взысканий, установленных ТК РФ.

Представитель нанимателя вправе применить к государственному служащему следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 57 Закона N 79-ФЗ):

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

Внимание! За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ).

Порядок применения дисциплинарного взыскания

Согласно ст. 58 Закона N 79-ФЗ до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Уведомление о необходимости представить объяснение рекомендуем оформить в письменном виде. В случае отказа служащего от дачи объяснения составляется соответствующий акт, желательно с подписями двух свидетелей из числа работников. Отказ служащего дать объяснения не будет препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При применении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен проступок, и качество исполнения служащим его должностных обязанностей.

Внимание! Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (ч. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано гражданским служащим в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному изысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Вместе с тем представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя (ч. 8, 9 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

Читайте так же:  Права и обязанности судебного пристава исполнителя по взысканию долга

Внимание! При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе (ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ).

День совершения и день обнаружения

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка. Из этого периода исключаются время нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, отсутствия его на службе по иным уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Обратим на это особое внимание.

Минздравсоцразвития в Письме от 29.07.2008 N 2647-17 дает следующие разъяснения по этому поводу: днем совершения дисциплинарного проступка следует считать день его обнаружения. Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке. Если вторая часть разъяснения не вызывает вопросов, то со словами, что «день совершения проступка приравнивается ко дню его обнаружения», согласиться нельзя в силу буквального толкования нормы ч. 4, 5 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, тем более что Закон N 79-ФЗ разграничивает срок применения дисциплинарного взыскания относительного даты совершения и даты обнаружения проступка. То есть правильно считать датой совершения дисциплинарного проступка день, когда был совершен проступок, а датой обнаружения — день, когда о совершении проступка стало известно непосредственному руководителю государственного служащего.

В отличие от ТК РФ, Закон N 79-ФЗ предусматривает обязательное проведение служебной проверки перед применением дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 58). В ходе такой проверки устанавливаются:

— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— вина гражданского служащего;

— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (если она проводится по письменному заявлению гражданского служащего — ч. 1 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, не может в ней участвовать. Если такой факт имеет место, гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 4, 5 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Обязанность контролировать своевременность и правильность проведения служебной проверки возлагается на представителя нанимателя, назначившего ее.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч. 6 ст. 59 Закона N 79-ФЗ). В нем указываются (ч. 9 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого она проводилась (ч. 10 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, вправе на ее время отстранить от замещаемой должности гражданского служащего, в отношении которого проводится эта проверка. При этом за гражданским служащим сохраняется денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ).

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, вправе (ч. 8 ст. 59 Закона N 79-ФЗ):

— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, перед представителем нанимателя, назначившим проверку;

— знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Внимание! Порядок проведения служебной проверки и наложения дисциплинарного взыскания может быть конкретизирован ведомственными правовыми актами. Например, в отношении гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ применяются:

— Инструкция по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России от 28.11.2008 N 424;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Инструкция об организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная Приказом ФСКН России от 31.10.2007 N 365.

Дисциплинарные взыскания применяемые к муниципальному служащему
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here