Как отремонтировать автомобиль по осаго

Ремонт по ОСАГО: сроки, выплаты и подводные камни

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

Изменения в законе об ОСАГО

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:
  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Читайте так же:  Оплата за обучение ребенка возврат ндфл

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

Возмещение ущерба по ОСАГО: деньгами или отремонтировать?

Закон об ОСАГО дает потерпевшим вместо денежной компенсации возможность бесплатно отремонтировать автомобиль. Предлагают ли страховщики подобную услугу?

Представители страхового сообщества уверяют нас, что ОСАГО меняется к лучшему. Согласиться с этим можно лишь отчасти. Действительно, с появлением единого подхода к определению стоимости восстановительного ремонта сумма выплаты потерпевшим увеличилась. Если до декабря 2014 года средний размер компенсации составлял 30 тысяч рублей, то с появлением единой методики она достигла 60 тысяч. Разница — вдвое! Вот только зачастую случается старая беда — полученных выплат по-прежнему не хватает на ремонт! А что, если вместо денег попросить компенсацию «натурой»?

Пунктом 15 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что вместо получения денежных средств потерпевший может потребовать отремонтировать автомобиль. Как это выглядит на практике? Для начала нужно поинтересоваться, есть ли у страховой компании договоры со станциями технического обслуживания. Как нам пояснили в РСА, страховщик сам принимает решение, заключать ему договоры с автосервисами или нет. Но если такие договоры имеются, то информация с перечнем соответствующих СТО в обязательном порядке должна присутствовать на сайтах страховых компаний, в открытом доступе. Ваша задача — найти в этом перечне станцию в своем регионе и обязательно указать в заявлении о выплате, что вы выбрали ремонт. Страховщик не вправе отказать в вашей просьбе. Он проводит осмотр машины, рассчитывает стоимость восстановления и выдает направление на СТО — не позднее 20 дней с момента обращения клиента.

Выбрать оплаченный ремонт вместо денежной компенсации имеет смысл, если страховая компания предлагает надежный автосервис

Затем — на сервис. Учтите, что страховщик оплачивает ремонт не полностью, вам придется доплатить разницу между стоимостью новых запчастей и расчетной суммой, которая определяется с учетом износа. В направлении должны быть указаны данные потерпевшего, номер договора ОСАГО, информация об автомобиле и название станции техобслуживания, а также — в обязательном порядке! — срок проведения ремонта и сумма дополнительной оплаты (упомянутая выше разница между ценой новых запасных частей и изношенных). Если СТО не может отремонтировать машину в установленный срок, его можно продлить — но только с одобрения владельца. Ответственность за качество и сроки ремонтных работ несет страховая компания.

Как указал Верховный суд, если сервис затягивает с ремонтом, потерпевший вправе потребовать от страховщика выплату страхового возмещения деньгами. Если же в ходе работ будут обнаружены повреждения, не относящиеся к последствиям данного ДТП, хозяину автомобиля придется оплатить их устранение из собственного кармана.

На бумаге всё складно, а как в действительности?

Вооружившись телефоном, мы принялись обзванивать наиболее крупные страховые компании. Если фирма занимает лидирующее положение на рынке, она должна быть примером во всем.

К нашему удивлению, получить информацию по такому простому вопросу, как возможность отремонтировать автомобиль по ОСАГО, оказалось непросто. В большинстве случаев нам лишь по нескольку раз объясняли, какие документы нужно собрать и на какую максимальную сумму по ОСАГО можно рассчитывать. А в «Росгосстрахе» двадцать минут ожидания и вовсе ни к чему не привели. Нас переключали от специалиста к специалисту, но так ничего и не сказали насчет возможности ремонта. На сайте же компании написано следующее: «Актуальную информацию о сервисах технического обслуживания, с которыми у страховой компании заключен договор, вы можете получить в центре урегулирования убытков соответствующего региона». Как бы там ни было, клиент-страхователь лишен возможности заранее ознакомиться с перечнем автосервисов и выбрать наиболее подходящий. Ставим минус.

В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что никаких договоров со СТО у них нет. Про закон знают, но на сегодняшний день осуществляют только денежные выплаты. То же в «Ингосстрахе», «Ренессанс-страховании», «Уралсибе» и «Согласии».

Следующий звонок нас обрадовал. Фирма «АльфаСтрахование» готова вместо выдачи денег отремонтировать автомобиль. Правда, на ее сайте нет перечня СТО. Нам предложили обратиться в центр урегулирования убытков — дескать, там и получите исчерпывающую информацию. Девушка на том конце провода говорила про это явно извиняющимся тоном — словно стеснялась назвать техцентры, с которыми сотрудничает ее работодатель. Нам удалось раздобыть несколько адресов. Оказалось, автомобиль можно отремонтировать как минимум на шести станциях кузовного ремонта. Уже неплохо, есть из чего выбирать. Звоним дальше. В «Альянсе» проблем с ремонтом нет. Список станций присутствует на сайте, здесь можно выбирать между официальными дилерами и обычными сервисами. А у ВСК список такой, что глаза разбегаются: более 70 вариантов только в Москве!

Фирма МАКС направление на ремонт выдает, но только после приема документов, — заранее выяснить, на какую СТО направят, невозможно. При этом, по словам менеджера, компания может отказать в выдаче направления на ремонт. Как это — отказать? Это же прямое нарушение закона! При наличии договора со станциями выбор формы возмещения всегда остается за клиентом. Видимо, в МАКСе об этом забыли.

Читайте так же:  Формы собственности на английском языке
Лишь немногие страховщики могут предложить ремонт на СТО официальных дилеров

Так что же делать нам, автомобилистам? Конечно же, ремонтировать, если есть такая возможность! Но предварительно лучше бы узнать, как обстоят дела с качеством ремонта на тех СТО, с которыми заключила договор ваша страховая, и не затягивают ли они сроки. Это для того, чтобы потом не раскаиваться — дескать, взял бы деньгами, оказалось бы быстрее и качественнее, пусть и с моей доплатой.

Ремонт автомобиля по ОСАГО

Расчёт стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО крайне важен для каждого автовладельца. Ведь на дороге никто не застрахован от неприятных случайностей. Статья подробно рассматривает все нюансы, связанные с решением этой задачи. Даются практические советы. Главным вопросом любого автовладельца после случившегося ДТП является выбор между ремонтом или денежной компенсацией.

Деньги или ремонт — что выбрать?

Пострадавшее лицо имеет право на возмещение убытка от страховой компании. Для начала следует уведомить саму организацию о случившейся аварии или ДТП. Затем написать заявление, содержащее подробное описание полученных осложнений и способа возмещения. Лучше всего выбрать денежную выплату. Конечно, придётся самостоятельно выбирать ремонтную службу и закупать необходимое оборудование. Зато владелец будет в курсе технического состояния авто и сам будет контролировать финансовые затраты.

Как производится расчет стоимости ремонта

Выбрав ремонт автомобиля за счёт страховой службы, стоит учесть, что производить ремонт будет СТО, которое сотрудничает непосредственно с самим страховщиком. Однако такой вид компенсации очень удобен. Владелец машины не будет тратить своё время на поиски станции технического обслуживания. В сервисе по ремонту автомашин специалисты проведут диагностику деталей автомобиля. Выполнят расчёт их износа, исходя из рыночной стоимости. Существует единый стандарт этого расчёта, который и будет рассмотрен дальше. Одно из преимуществ для пострадавшего при выборе ремонта по ОСАГО – отремонтированное авто. Кроме того, ремонт будет произведён в короткое время. В отличие от денежной выплаты, которую придётся ожидать около месяца.

Однако есть несколько минусов:

  1. Страховая служба предлагает на выбор только 2-3 СТО. Как правило, они находятся далеко от места проживания автовладельца.
  2. Если качество ремонта не соответствует нормам или просто не удовлетворяет желание пострадавшей стороны, предъявить претензии страховщикам бесполезно. За произведённую починку в СТО они не несут ответственности. На суд рассчитывать сложно, ведь зачастую процесс можно просто проиграть. Поэтому лучше получить денежное возмещение ущерба.
  3. Возможно, что ремонт окажется выше стоимости страховой выплаты по ОСАГО, в этом случае дополнительные средства вносит сам хозяин автотранспорта.
  4. Пострадавшая сторона не сможет контролировать свои финансы. За неё это будут делать СТО и страховая компания.

Новая методика расчёта — подводные камни

Все нюансы по ремонту и ценам предоставляют специальные сборники. Эту документацию создал Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Все действия СТО и страховой станции основываются на этих справочниках.

Нормативные документы РСА устанавливают цены:

  1. Необходимого для замены оборудования
  2. Инструментов и материалов
  3. На произведение восстановительных работ (а также указывается срок этих работ)
  1. Оказание услуг специалистов
  2. Закуп необходимых деталей
  3. Покупка фурнитуры

Стоимость услуг зависит от территориального расположения всех участников разбирательства. После полного расчёта автовладельцу озвучивают общую стоимость ремонта авто по ОСАГО. Это большой плюс. Ведь пострадавшее лицо может сравнить цифры за ремонт и за денежное возмещение. Это облегчает выбор компенсации.

Формула для вычисления

Стоит заметить, что повреждать машину, конечно, не стоит, но переплатить после этого можно слишком не опасаться — все расчёты на ремонт и обслуживание производятся опытными и независимыми специалистами. В этом аспекте потерпевшее лицо может не беспокоиться. Этот процесс позволяет установить точную сумму на ремонт авто. Данный подход рассчитывает общий износ машины и её составные части, требующие замены. Предельно допустимый размер амортизации – 50% начальной цены автотранспорта.

Формула затрат на ремонтирование выглядит следующим образом: Ср=Рпр+Рм+Рзч.

  • Ср – это общая стоимость
  • Рпр –деньги за починку авто
  • Рм – закуп требуемого оборудования
  • Рзч – покупка автозапчастей

Не каждый сможет правильно использовать формулу бюджетных затрат на восстановление техники. Более упрощённую версию предлагает РСА на своём электронном сервере. Необходимо лишь выполнить несколько несложных вычислений. Потребуется калькулятор и немного математических знаний.

К примеру, чтобы отремонтировать машину, потребуется оплатить следующие услуги:

Покраска заднего бампера 500 руб. Время выполнения – 0,8 часа Итого: 500 * 0,8 = 400 рублей
Покраска задней двери 500 руб. Время – 1,5 нормо-час Итого: 500 * 1,5 = 750 рублей
Подготовить дверь к окраске 450 руб. необходимо – 0,4 нормо-часов Всего: 450 * 0,4 = 180 рублей
Подготовить бампер к окрашиванию 400 руб. время на выполнение – 0,5 нормо-часов. Итого: 400 * 0,5 = 200 рублей
Замена материала стоимостью 2500 рублей
Работа по замене материала 2800 рублей
Итоговая оценка (сумма) всех услуг 400 + 750 + 180 + 200 + 2500 + 2800 6830 рублей

Это и есть расчёт ремонтных работ.

Что учитывать при выборе компании

Обилие сервисов по ремонту и обслуживанию автотранспорта облегчает работу. Однако выбрать хорошую СТО далеко не просто. Существует несколько главных аспектов, на которые следует обратить внимание при выборе станции технического осмотра.

  • Внешний вид работников. Как бы это ни было странным, но это очень важно. Каким бы первоклассным ни был специалист ремонтной компании, его внешность говорит о многом. Например, о том, что этот человек элементарно может испачкать салон. Приветливый, опрятный, без посторонних «ароматов» персонал – свидетельство высокого качества обслуживания. Такое предприятие заслуживает уважения.
  • Профессионализм. Сотрудник, который берётся за выполнение той или иной работы, должен понимать, что от него требуется, как действовать и как избежать дополнительных поломок. Не стоит идти на поводу стереотипов о том, что работники автосервиса должны только вкручивать и выкручивать болты. Абсолютно все сотрудники СТО должны быть грамотны и хорошо разбираться в любом, касающемся их сферы деятельности вопросе. Неопытный дилетант может нанести ещё больше вреда автомобильной технике, а это может затянуть ремонт.
  • Порядочность. Часто бывает так, что специалисты ремонтной службы, помимо основной поломки, пытаются убедить автовладельца в неисправности других деталей. Недобросовестное отношение работников СТО может обойтись в копеечку.

Это ещё не весь список пунктов, по которым можно определить неплохую автомастерскую. Ведь от этого зависит состояние автомобиля.

Список документов

Перечень необходимой документации:

  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии
  • Заявление о возмещении страхового ущерба
  • Все документы от ГИБДД об административном нарушении и ДТП

Все эти бумаги следует отнести в страховую компанию. А затем получить направление на произведение ремонта по ОСАГО. Страховщики оперативно реагируют на такие сигналы, так как мало кто обращается с просьбой выполнить ремонт авто за счёт компании. Но всегда надо помнить, что андеррайтер, как и пострадавшая сторона, будет стараться избегать убытков.

Читайте так же:  Как перекупы оформляют документы на авто

Как получить направление

Страховщики принимают практически все заявления потерпевших автовладельцев. Это объясняется некоторой прибылью для них самих. Например, хозяин машины обращается в страховую с просьбой произвести ремонт за их счёт в качестве компенсации. Больше потерпевшая сторона не вмешивается в процесс восстановительных работ. Зачастую страховщик пользуется услугами недорогих СТО. А оставшиеся средства оставляет себе, но автомобилист не будет этого знать.

Или бывают случаи, когда СК навязывает потерпевшему лицу направление на ремонт. Да и работники СТО могут выявить другие повреждения, которые не были замечены независимыми экспертами. Человеческий фактор имеет место быть и его не стоит списывать со счетов. Важно сложить все за и против и принять оптимальное решение. Но если в автомобиле будет обнаружен умышленный вред, тогда СК и станция технического осмотра вправе отказать недобросовестному владельцу.

Расчёт стоимости ремонта авто по ОСАГО производится по определённым установленным правилам. Независимая экспертиза проводит диагностику повреждений и передаёт эстафету специалистам СТО. От потерпевшей стороны требуется справки о ДТП, заявление в страховую компанию и выбор возмещения ущерба. Качество выполненного ремонта автомобиля во многом зависит от самого хозяина.

Эксперимент ЗР: ремонтируем автомобили по ОСАГО

Можно ли отремонтировать автомобиль на возмещение, полученное по ОСАГО после аварии? Свести концы с концами попытался Сергей Смирнов. Подопытные — Renault Logan и Mercedes-Benz E-класса, пострадавшие в ДТП.

Единый стандарт

Один из главных принципов, установленных Законом об ОСАГО, — гарантированное возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. С одной важной оговоркой: в пределах установленной суммы. Например, максимальный лимит по железу сейчас составляет 400 тысяч рублей. В законе сказано, что выплаченных денег должно хватить, чтобы привести автомобиль в прежнее (доаварийное) состояние. При этом, рассчитывая стоимость ремонта, учитывают износ заменяемых деталей. Получается, что если автомобиль уже не свеж, то при установке новой фары взамен разбитой пострадавшему придется доплатить разницу из своего кармана.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы между пострадавшими и страховыми компаниями не было разногласий относительно размера компенсации, утвердили методику расчета стоимости восстановительного ремонта. Единый стандарт страховщики приняли на вооружение в декабре 2014 года. Этим же документом обязаны руководствоваться и независимые эксперты (ЗР, 2015, № 9).

На сайте РСА можно проверить расценки не только на запчасти, но и на ремонтные работы. И страховая компания при расчете не может их занижать. Не возбраняется подсчитывать ущерб, поставив нормочас подороже и цены на детали выше указанных в методике. Главное — не обделить пострадавшего. По этой причине РСА периодически обновляет данные в справочнике, чтобы расценки на ремонт соответствовали действительности. Вот это мы и решили проверить на практике, получив реальную компенсацию по двум автомобилям и обратившись за калькуляцией на разные СТО.

Бюджетный автомобиль

Трехлетний Renault Logan в аварии пострадал несильно. В результате удара сзади повреждены бампер, панель задка, внутренний левый кронштейн (задний) и молдинг. Страховая компания оценила ремонт в 27 791 рубль — с заменой заднего бампера. За вычетом износа (28,2%) на руки получаем 19 954 рублей. То есть надо быть готовым доплатить разницу (сумму износа) — 7837 рублей.

Мосрентсервис, официальный дилер Renault, оценил ремонт этого Логана в 19 608 рублей. Значит, суммы, начисленной с учетом износа, то есть 19 954 рублей, хватит, чтобы отремонтировать автомобиль. Причем с заменой поврежденных деталей новыми, цены на которые оказались в среднем ниже использованных в расчете страховой компании. Неплохо!

Компания «Реймерс Сервис», занимающаяся кузовным ремонтом машин разных марок, за восстановление Логана запросила значительно больше — 29 600 рублей! Тут и работы подороже, и в смете появились дополнительные затраты на расходные материалы — аж 4500 рублей.

На станции «Авто-К Сервис» ремонт обошелся бы нам в 27 626 рублей. Если бы мы получили от страховщика всю изначально начисленную сумму (без учета износа), то на ремонт хватило бы, а так — вновь нужно доплачивать.

Вывод? Ценники на заменяемые запчасти у всех ремонтников сравнимы, как и стоимости нормочаса (см. табл.). Разница лишь во времени, отведенном на ремонтные работы, и в затратах (или в отсутствии таковых) на расходные материалы.

Премиум-класс

Mercedes-Benz E‑класса 2013 года выпуска слегка пнул на перекрестке лихача, пытавшегося проскочить на покрасневший желтый. Полиса каско у владельца Мерседеса нет. На ремонт по ОСАГО страховая выделила 144 203 рубля. Но с учетом износа (17,7%) на руки пострадавший получает 118 680 рублей, то есть теоретически ему придется доплатить из своего кармана 25 523 рубля. И это серьезный удар под дых: полученных денег на ремонт не хватит!

Например, в фирме «Реймерс Сервис» нам насчитали аж 204 861 рубль. А в компании «Авто-К Сервис» итог расчетов совсем иной — 158 351 рубль, притом что все операции и детали, указанные экспертами страховой компании, сервисмены включили в заказ-наряд — это замена правой передней фары, решетки радиатора и бампера. Значит, запчасти и работы тут дешевле, чем у конкурента (см. табл.).

И всё равно радости мало: разница с выданной на руки страховой суммой составляет 39 671 рубль. Неслабая требуется доплата! Пострадавший может потребовать компенсацию непосредственно у виновника аварии и покрыть все расходы. Но если тот не раскошелится добровольно, придется обращаться в суд — значит, нужно тратить время и силы, которых при нынешнем ритме жизни и так не хватает. И всё же нужно признать, что введение Единой методики определения стоимости восстановительного ремонта приблизило выплаты по ОСАГО к реальности — уже нет такого разброса в ценах, какой был раньше. Но ведь хочется, чтобы страховка покрывала ремонт полностью! Значит, нужно и дальше совершенствовать систему.

К примеру, в европейских странах пострадавшим в ДТП живые деньги не выплачивают: разбитый автомобиль направляют в автосервис, а владелец просто ставит подпись на документах и затем забирает его отремонтированным. Может, и нам пойти по тому же пути? Если в самом деле пойдем, нужно готовиться к тому, что стоимость полиса станет еще выше — работать себе в убыток никого не заставишь.

Комментирует исполнительный директор РСА Евгений УФИМЦЕВ:

Что делать если не хватило денег на ремонт по ОСАГО

Полис обязательного страхования предполагает определенный лимит выплат пострадавшему. В итоге денег на ремонт может не хватить. Рассмотрим подробно, что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб, в каких ситуациях подобное возможно и каковы особенности такого ДТП.

Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция

Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:

  1. Страховая намеренно занижает сумму выплаты.
  2. Ремонт стоит больше, чем может выделить компания.

Порядок действий зависит от того, по какой причине выплаченная сумма оказалась маленькой.

Кто доплачивает за ремонт

Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.

Читайте так же:  Как заменить газовый счетчик в квартире

Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты). Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).

Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:

  • страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
  • виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.

Важно! Обязательство виновника доплатить недостающую часть закреплено в ст. 393 ГК.

Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы

В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.

Обратите внимание! Если стоимость иска составляет не больше 1 млн рублей, госпошлина не уплачивается. Если размер требований не превышает 50 тыс. рублей, заявление направляется в мировой суд, если больше – в районный.

В случае успешного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и полагающейся сумм.

Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты

В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть компенсирован лицом, причинившим его. Т. е., если не хватило денег на ремонт по ОСАГО, следует взыскать недостающую сумму с виновника автопроисшествия.

Для этого необходимо предпринять следующее.

  1. Получить документальное подтверждение размера ущерба путем проведения независимой экспертизы.
  2. Направить досудебную претензию виновнику автопроисшествия с требованием о выплате недостающей суммы.
  3. В случае отказа направить исковое заявление в суд. Исполнительный лист после вынесения постановления следует передать в Службу судебных приставов, если виновник отказывается добровольно исполнять решение.

Таким образом, общий порядок действий при получении недостаточной компенсации после ДТП:

  • удостоверение в том, что выплата не покрывает ущерб;
  • попытка урегулировать проблему мирным путем через направление досудебной претензии страховщику либо виновнику аварии;
  • обращение в суд, если иначе разрешить ситуацию не получается.

Необходимые документы

При досудебном урегулировании понадобится минимум документов:

  • акт о страховом случае;
  • отчет независимого эксперта.

Если дело направляется в суд, данный список нужно дополнить:

  • копией паспорта;
  • документами на авто (ПТС и СТС);
  • справкой о ДТП;
  • протоколом;
  • полисом ОСАГО;
  • копией досудебной претензии;
  • копией ответа от страховщика или виновника (если ее нет, нужно приложить почтовую квитанцию, подтверждающую факт отправки претензии);
  • аудио/видеоматериалами и показаниями свидетелей в качестве обоснованности своих требований (если они есть);
  • квитанцией о понесенных расходах.
  • В зависимости от конкретной ситуации могут понадобиться дополнительные документы.

    Как взыскать недостающую часть: особенности

    • Чтобы получить средства с виновника, если не хватило выплаты от страховой, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше.
    • Проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на ее основе устанавливается размер ущерба.
    • Соблюдение досудебного порядка урегулирования проблемы остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать в суд.
    • В суд нужно обращаться в обязательном порядке, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике подобные требования удовлетворяются почти всегда.

    Подводим итоги

    Несмотря на обязательство страховых компаний компенсировать ущерб, причиненный в результате ДТП, пострадавшему не всегда удается получить сумму, которая достаточна для восстановительных работ. Особенности подобных ситуаций следующие:

    • страховой выплаты может не хватить в двух случаях: страховщик намеренно занизил ее размер либо ремонт оказался дороже, чем допустимая компенсация;
    • если сумма занижена намеренно, деньги взыскиваются со страховщика, если восстановительные работы оказались слишком дорогими – с виновника аварии;
    • чтобы претендовать на дополнительную выплату, нужно получить копию акта о страховом случае и провести независимую экспертизу, на основании которых можно судить о целесообразности начала спора;
    • досудебный порядок решения вопроса является обязательным, когда деньги взыскиваются со страховой, когда претензия направляется виновнику, пострадавший может сразу обратиться в суд;
    • при инициировании процесса можно получить не только дополнительные финансовые средства на восстановительные работы, но и неустойку за каждый день просрочки, а также возмещение судебных издержек;
    • если причинен не только материальный, но и моральный ущерб (жизни или здоровью), вероятность выигрыша судебного процесса почти гарантирована;
    • перед началом спора необходимо подготовить пакет документов, который дополняется при направлении дела в суд.

    Таким образом, если сумма, полученная от страховой после происшествия, оказалась слишком маленькой для восстановления машины, можно получить недостающие средства, инициировав спор.Доплачивать будет СК либо виновник аварии.

    Нюансы ремонта автомобиля после ДТП по ОСАГО: как избежать подводных камней?

    В последние годы все шире становится практика натурального возмещения, это значит, что не все владельцы автомобилей смогут претендовать на получение компенсации наличными после аварии. Вместо этого пострадавшим предлагают произвести восстановительные работы.

    На данный момент получение денежных средств возможно только при наличии определенных обстоятельств, основной же части водителей придется довольствоваться направлением на станцию техобслуживания. В данной статье поговорим о том, как рассчитать сумму выплат и как не быть обманутым в процессе получения компенсации.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно !. Это быстро и бесплатно!

    Клиенты страховых компаний, оформившие договор обязательного автострахования ОСАГО, имеют право на бесплатное восстановление своего транспортного средства, если являются в ДТП пострадавшей стороной. И если до 2017 года выбор вида возмещения зависел от страхователя, то сейчас его практически нет. Ремонт автомобиля, пострадавшего вследствие аварии утвержден Федеральным законом «Об ОСАГО». П.21 ст.12 гласит, что восстановительные работы должны быть произведены в течение 20 дней.

    Страховщик обычно направляет владельца ТС в автомастерскую, с которой сотрудничает, но это не отменяет права пострадавшего самому выбрать, на какую СТО отправить свою машину. При этом клиентов всегда волнует вопрос, придется ли доплачивать за услуги мастерской. Для того, чтобы дополнительных средств не потребовалось, расчет на основании оценки экспертов должен быть выполнен правильно.

    От чего зависит стоимость?

    Стоимость восстановительных работ вычисляется по факту повреждений, полученных в происшествии.

    Чтобы получить расчет стоимости восстановительных работ водитель пишет заявление, прилагает к нему пакет документов и отдает все страховщику. Следует сделать это до истечения 5 дней с момента происшествия (о том, в течение какого времени после ДТП нужно обратиться в СК и какие документы для этого понадобятся, мы рассказываем в отдельном материале).

    Самым первоочередным документом из предоставляемого пакета является акт осмотра ТС на месте аварии. Он содержит такие сведения:

    1. Данные о пострадавшем ТС и сведения о владельце.
    2. Причину проведения исследования экспертами, например, столкновение автомобилей.
    3. Точное описание места, где произошла авария.
    4. Информацию о повреждениях обнаруженных при осмотре, это могут быть вмятины, царапины и т.п.
    5. Сведения о наличии возможных внутренних поломок, при этом указывается часть ТС, где могут находиться подобные повреждения.
    6. Факторы, определяющие причину произошедшего и виновника аварии.
    7. Подтверждающие подписи сторон и данные сотрудника, составившего документ.
    • Скачать бланк акта осмотра ТС после ДТП
    • Скачать образец акта осмотра ТС после ДТП
    Читайте так же:  Как списать гсм на автомобиль директора

    К акту положено приложить снимки места происшествия и транспортных средств, причем на фотографиях должны быть видны номера автомобилей и все повреждения.

    Согласно правилам ОСАГО, цена ремонта зависит от:

    • числа и внешнего вида неисправностей;
    • правильности составления акта и других документов;
    • содержания акта осмотра (насколько детально и качественно подана информация).

    Конечно, как бы подробно и качественно ни был составлен акт, расчет стоимости зависит и от порядочности страховщика. Попытки сократить размер выплаты, либо вовсе не выплачивать ее чаще всего приводят к судебным искам со стороны пострадавших.

    Как рассчитать сумму?

    После проведения оценочной экспертизы и обнаружения всех неисправностей, специалист, проводивший осмотр, сдает отчет страховщику либо владельцу поврежденного автомобиля. Если же пострадавший предоставил свое ТС для проведения исследования, но процедура затягивается, он вправе пригласить независимого эксперта (как грамотно провести независимую экспертизу ОСАГО после ДТП мы рассказывали тут). После проведения осмотра, владелец автомобиля прилагает отчет к своему заявлению.

    Используя заключение эксперта и вычисления техника, сотрудники страховой организации проводят процедуру расчета страхового покрытия (суммы, которую потратит страховая компания на ремонт пострадавшего автомобиля). Последовательность действий следующая:

    1. определяется среднерыночная цена поврежденных запчастей;
    2. выводится стоимость материалов, необходимых для восстановления ТС;
    3. выясняется, сколько стоят услуги СТО по замене непригодных к эксплуатации деталей;
    4. для ТС 5 лет и моложе в обязательном порядке рассчитывается утрата товарной стоимости;
    5. определяется стоимость данного автомобиля до аварии;
    6. при расчете учитываются текущие изменения среднерыночных цен на запчасти;
    7. если в процессе осмотра выяснится, что ТС не подлежит восстановлению, и признают тотальную гибель, тогда к выплате предоставляют сумму, равную стоимости автомобиля на момент аварии за вычетом годных остатков;
    8. вся калькуляция опирается на сведения из справочников, таблиц и подчиняется требованиям, утвержденным законодательной базой.

    Фактическая стоимость ТС определяется для того, чтобы при сравнении со стоимостью ущерба можно было понять, стоит ли вообще ее ремонтировать. Если же издержки на восстановительные работы превышают лимит выплат для таких случаев (максимальная сумма составляет 400 000 рублей), разницу будет должен оплатить собственник транспортного средства.

    Кто проводит оценку?

    Оценить масштаб ущерба водитель может самостоятельно, не вызывая сотрудников ГИБДД. Если, по мнению владельца, убытки незначительные, он составляет Европротокол. Наибольшая компенсация от страховой компании в таком случае составит 50 000 рублей. При этом необходимо быть максимально внимательным при заполнении документа, если страховой агент обнаружит ошибки, то компания вполне может отказаться от возмещения. Из-за этого многие опасаются применять Европротокол, так как корректное оформление имеет свои сложности. Больше информации о нюансах компенсации по ОСАГО в случаях, когда по ДТП оформлялся Европротокол, найдете в отдельном материале.

    Также оценку стоимости повреждения выполняет экспертная группа страховой компании. Здесь подвох кроется в желании страховщиков сохранить свой бюджет, поэтому эксперты, сотрудничающие со страховой организацией, могут сознательно занижать размер ущерба либо определять некоторые повреждения как незначительные.

    По правилам ОСАГО, оценка проводится по направлению страховой организации. Поэтому владельцам ТС не всегда удается пригласить независимых экспертов. К проведению независимой экспертизы водители прибегают если возник спор, который привел к судебному разбирательству. В подобных случаях отстоять свои права возможно, но придется столкнуться с некоторыми сложностями:

    • Иногда судебный процесс длится месяцами.
    • Пострадавший, обратившийся в суд, оплачивает судебные издержки и независимую экспертизу.
    • Суд не всегда выносит решение в пользу заявителя, или компенсации, которую выплатит страховая компания, не хватит на ремонт ТС до состояния на момент ДТП.

    Поэтому обращаться в суд стоит лишь в случае полной уверенности, что расчеты страховщика неправильные.

    Сколько стоят услуги оценщиков?

    Стоимость работы специалистов данного профиля зависит от типа ТС, числа повреждений пострадавшего автомобиля, региона, срочности, наличия дополнительных услуг. Оплату производит пострадавший, но в случае назначения экспертизы судом по причине недостаточной компенсации со стороны страховщика, расходы возместит страховая компания.

    Так как в каждом случае цена индивидуальна, эксперты предлагают выполнить калькуляцию, но примерная стоимость следующая:

    1. Установить размер легкого ущерба (повреждено от 1 до 5 элементов) – от 5 000 р.
    2. Установить размер среднего ущерба (повреждено от 5 до 20 элементов) – от 5 000 р.
    3. Установить размер тяжелого ущерба или гибели ТС (повреждено более 25 элементов) – 7 000 р. и более.
    4. Подсчет размера годных остатков – от 3 000 р.
    5. Установить среднерыночную цену ТС до аварии – от 1 500 р.
    6. Полная оценка «под ключ» (все повреждения, годные остатки и т.п.) – от 6 500 р.

    Точная сумма на восстановительные работы определяется при личном осмотре специалистом. Так как независимые эксперты ответственны за сведения, предоставляемые клиенту, их информация считается самой достоверной. Среди независимых оценщиков не принято завышать размер убытков, так как за это предусмотрено уголовное наказание.

    Порядок оплаты

    Для получения денег на восстановительные работы сразу после ДТП необходимо поставить в известность страховщика. Затем явиться в офис компании и подать заявление со всеми сопутствующими документами. После этого, в назначенное место и время, пострадавший обязан присутствовать при осмотре ТС экспертами. Если владелец согласен с заключением оценочной комиссии, деньги выплачивают до истечения 20 дней с момента написания заявления (о правилах и сроках получения компенсации по ОСАГО от СК мы рассказывали тут).

    Ремонтные работы начинают только после перевода средств на счет автомастерской, либо выдачи потерпевшему для самостоятельного восстановления. Если машину начали ремонтировать раньше, провести повторную экспертизу уже не удастся.

    Как обезопасить себя от обмана?

    При натуральном возмещении следует контролировать действия, как страховщика, так и СТО. Некоторые автомастерские стараются заработать путем некачественного ремонта, из-за которого появляются новые неисправности, а как следствие необходимость доплаты со стороны пострадавшего.

    Для того, чтобы обезопасить себя от лишних затрат, следует обратить внимание на станцию техобслуживания, в которую страховщик выдал направление. Если она не устраивает клиента, он вправе сделать выбор сам, причем выбирать стоит мастерские с хорошими отзывами.

    При передаче ТС составляется акт приема, в котором перечисляются все повреждения. Далее следует составить договор на обслуживание с указанием стоимости услуг. По окончании работы, необходимо проверить, насколько выполненные мероприятия соответствуют договору.

    При несоответствующем выполнении ремонтных работ, собственник авто может не принять работу и написать жалобу. Все вопросы решают на месте, если не сделать этого сразу, переделывать недоработки придется за свой счет.

    В данном способе возмещения есть и положительная сторона, ремонтные работы выполняются на основании направления СК, а значит, отпадает необходимость поиска СТО и ожидания своей очереди. В случаях с выплатами случаются задержки, а работа в мастерской занимает примерно неделю. Чтобы избежать осложнений, перед началом работ следует изучить нюансы ремонта по ОСАГО.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Как отремонтировать автомобиль по осаго
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here