Кем утверждается государственный бюджет

Тема 14. Государственный бюджет

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);
  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;
  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);
  • обслуживание го­сударственного долга;
  • предоставление дотаций пред­приятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

— Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

— Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

— Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.
Читайте так же:  Обязанности шеф повара ресторана кратко

Порядок утверждения государственного бюджета

Правовую основу бюджетного процесса составляют нормы Конституции Российской Федерации. Бюджет является основным финансовым документом государства, поэтому его утверждение высшими органами законодательной власти является характерным для современных государств. При этом его подготовкой и представлением парламенту всегда занимается высший орган исполнительной власти.

Процесс утверждения государственного бюджета Российской Федерации можно разделить на две основные части: составление проекта бюджета и его рассмотрение Федеральным Собранием.

Составление проекта государственного бюджета — исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях согласования показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации Правительством Российской Федерации создается Бюджетная комиссия.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ бюджетная комиссия утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета. Бюджетная комиссия также принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства Российской Федерации концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации, начиная с очередного финансового года или планового периода.

Правительство Российской Федерации рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ и одобряет основные направления налоговой и таможенно — тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает представляемые Министерством экономического развития Российской Федерации предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает представляемые Министерством экономического развития Российской Федерации предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утверждает основные характеристики федерального бюджета и принимает иные решения, необходимые для подготовки проектов федеральных законов о федеральном бюджете.

Министерство финансов Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и вносит его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрение бюджета Федеральным собранием регулируется Бюджетным Кодексом РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство Российской Федерации должно внести проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года. В течение суток со дня внесения проекта в Государственную Думу, Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов.

Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство Российской Федерации на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в установленном порядке.

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течении пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга
Читайте так же:  14 лет малолетний или несовершеннолетний

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Органы, отвечающие за разработку и реализацию государственного бюджета

К институтам, занимающимся разработкой и реализацией государственного бюджета, относятся: министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, законодательные органы власти, Федеральное казначейство (федеральная служба), счетная палата.

Министерство финансов – головной орган, отвечающий за разработку и реализацию бюджета государства. Федеральное казначейство (федеральная служба) – правительственный финансовый орган, ведающий исполнением государственного бюджета. Оно может иметь самостоятельное положение или быть одним из подразделений министерства финансов, как это есть в РФ.

Функции Федерального казначейства (федеральной службы) в РФ:

проведение рациональной государственной бюджетной политики;

управление доходами и расходами федерального бюджета;

повышение оперативности финансирования государственных программ;

контроль за поступлением и использованием государственных средств.

Наряду с казначейством выполнением этих функций занята также Счетная палата при Совете Федерации (она не зависима ни от Парламента, ни от аппарата Президента).

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности. Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование — перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до начала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание Парламенту. Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В РФ бюджетный год длится с 1 января по 31 декабря. Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения.

Закон о федеральном бюджете после утверждения парламентом подписывается президентом. Контроль за состоянием и ходом выполнения бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности не зависима ни от парламента, ни от аппарата президента.

Внебюджетные фонды

Параллельно с государственным и местным бюджетом используются и другие формы использования денежных ресурсов. Один из таких путей – создание внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – это особая форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования различных государственных расходов помимо бюджета. Они находятся в ведении государственных органов власти.

Фонд социального страхования (ФСС) организован 1 января 1991 г. для выплаты различных пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания, для материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленной на защиту интересов работников. Основная доля расходов этого фонда – выплата различных пособий. Создается фонд при обязательном участии средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занятых предпринимательской деятельностью. Источники средств: страховые взносы предприятий и организаций, поступления за путевки в санатории и дома отдыха, прочие доходы, величина взносов предприятий и организаций определяется согласно установленному тарифу в виде процента от численного фонда заработной платы рабочих и служащих.

Пенсионный фонд РФ (ПФР), образованный 22 декабря 1990 г. специально для обслуживания пенсионеров. Таким образом, этот фонд можно представить как орган государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Он занимается формированием, аккумулированием средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также финансирования организаций, помогающих пенсионерам и детям. Он участвует на долговременной основе, в осуществлении социальной поддержки населения.

Читайте так же:  Что такое протокол проверки подлинности
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными доходными статьями Пенсионного фонда являются: страховые взносы предприятий и организаций, выступающих в качестве работодателей; страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; обязательные страховые взносы граждан. В фонд могут поступать добровольные взносы граждан, предприятий, и общественных организаций, а также доходы от коммерческих и финансово-кредитных операций, осуществляемых самим фондом.

Размеры взносов в этот фонд определяются ежегодно парламентом по представлению правления фонда. Тариф для расчета отчислений в Пенсионный фонд от начисленной заработной платы устанавливается в процентах, а в заработную плату включаются все виды заработков, получаемых работниками.

Фонд здравоохранения, созданный в 1993 году в РФ, предназначен для финансирования целевых программ, научных исследований, подготовки кадров, оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях. Фонд формируется за счет средств государственного бюджета, государственных и общественных организаций, предприятий, населения, взносов и пожертвований, доходов от ценных бумаг, кредитов.

Помимо перечисленных могут быть сформированы и другие фонды в зависимости от задач, стоящих перед экономикой. Фонды, выполнившие свое назначение, упраздняются.

Внебюджетные фонды оказывают влияние на процесс производства, ускоряя или замедляя его в зависимости от объемов финансовой помощи, субсидий или предоставленных кредитов, способствуют оказанию социальных услуг населению путем выплаты пособий, пенсий, расширения объема коллективных услуг.

Средства внебюджетных фондов помогают финансировать природоохранные мероприятия. Чаще всего внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

Кем утверждается государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

Кем утверждается государственный бюджет

Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ном бюд­же­те и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет — это свод до­хо­дов и рас­хо­дов го­су­дар­ства.

Читайте так же:  Справка о состоянии здоровья форма 086 у

2) Го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, как пра­ви­ло, утвер­жда­ет­ся пра­ви­тель­ством.

3) Раз­ни­ца между до­хо­да­ми и рас­хо­да­ми го­су­дар­ства на­зы­ва­ет­ся саль­до го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

4) Сба­лан­си­ро­ван­ным на­зы­ва­ет­ся го­су­дар­ствен­ный бюд­жет, в ко­то­ром до­хо­ды пре­вы­ша­ют рас­хо­ды.

5) Фор­ми­ро­ва­ние до­ход­ных и рас­ход­ных ста­тей бюд­же­та со­став­ля­ет бюд­жет­ную по­ли­ти­ку го­су­дар­ства.

Государственный бюджет — финансовый документ, роспись доход и расходов. Разрабатывается и исполняется правительством, утверждается Государственной Думой. Сальдо — разница между доходами и расходами государства. Если доходы равны расходам, то бюджет является сбалансированным. Если сальдо положительное, то есть доходы превышают расходы, говорят о профиците бюджета. В случае, если сальдо отрицательное, расходы превышают доходы, говорят о дефиците бюджета.

1) Государственный бюджет — это свод доходов и расходов государства — да, верно.

2) Государственный бюджет, как правило, утверждается правительством — нет, неверно.

3) Разница между доходами и расходами государства называется сальдо государственного бюджета — да, верно.

4) Сбалансированным называется государственный бюджет, в котором доходы превышают расходы — нет, неверно.

5) Формирование доходных и расходных статей бюджета составляет бюджетную политику государства — да, верно.

Государственный бюджет. Понятие, классификация и уровни государственного бюджета.

Понятие бюджета государства.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета:

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований – городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России – Федеральное казначейство).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом). Если же наоборот (что нередко случается) – с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр».

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета – это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов:

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации, то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация источников финансирования;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом, который находится в ведении министерства финансов.

Государственный бюджет

Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату

пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

— налоги (включая взносы на социальное страхование)

— прибыль государственных предприятий

Читайте так же:  Срок исковой давности применяется судом

— сеньораж (доход от эмиссии денег)

доходы от приватизации

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

профицит когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное сбалансированный бюджет когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю

дефицит когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    #

Государственный бюджет РФ

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны — ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

Бюджетная система России

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Основные функции государственного бюджета

Федеральный бюджет служит орудием претворения в жизнь намеченных правительством финансовых мероприятий. Основные функции бюджета заключаются в следующем:

  • перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП);
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Состав и структура расходов государственного бюджета

Надо сказать, что расходы федерального бюджета по своей роли в процессе воспроизводства связанны с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы. По функциональному назначению затраты государственного бюджета можно разделить на следующие:

  • финансирование народного хозяйства;
  • осуществление обороны страны;
  • финансирование социально-культурных программ;
  • содержание государственного аппарата управления;
  • осуществление право-охранительной деятельности и обеспечение госбезопасности;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • обслуживание государственного долга.

Осуществление расходов федерального бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами, которого в России являются:

  • достижение максимального финансового эффекта при минимуме затрат;
  • целевой характер использования бюджетных ассигнований;
  • предоставление бюджетных средств по мере выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
  • безвозвратность бюджетных ассигнований.

В последние годы помимо принципа безвозвратности активно применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд, проценты по которым либо вовсе не взимаются, либо взимаются по низким ставкам.

Доходы государственного бюджета

Основной статьей бюджетной системы любого государства являются налоги. Сущность налога можно определить как изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Источником налога является национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами. Налоги как раз и служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства.

Помимо налогов, пополнения в бюджет поступают от экономической и внешнеэкономической деятельности государства, а также в виде доходов государственных внебюджетных фондов.

Параметры государственного бюджета России

В последние годы в России наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых. Что касается расходов, то начиная с 2004 года наибольшими темпами росли межбюджетные трансферты (в связи с сокращением собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность.

В бюджетном законе на 2010 год прогнозируемые характеристики государственного бюджета выглядят следующим образом: доходы — 8090,0 млрд. рублей, расходы — 8090,0 млрд. рублей. Хотя в 2008 и 2009 годах фактические доходы превышали расходы. Что из этого выйдет — покажут итоги года.

Основные задачи в области государственных расходов

По декларациям государственной власти, а также исходя из анализа общей экономической ситуации в стране, эти задачи на ближайшее будущее представляются следующими:

  • сократить число федерально-целевых программ, при этом обеспечить концентрацию средств бюджета в наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание госаппарата;
  • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, при этом расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
  • повысить эффективность использования бюджетных ассигнований на национальную оборону и безопасность;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
  • обеспечить приоритетное финансирование расходов.

Государственные внебюджентные фонды

Видео (кликните для воспроизведения).

Особый статус имеют государтсвенные внебюджетные фонды. Являясь частью государственного бюджета, они образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и предназначены для осуществления важнейших конституционных прав граждан. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Кем утверждается государственный бюджет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here