Кому положено социальное жилье в беларуси

Социальное жильё

Социальное жильё – это способ, с помощью которого граждане обеспечиваются жильём не на праве собственности. Собственником дома или квартиры является государство или муниципалитет. В разных странах существуют различные механизмы функционирования этой системы, и основные отличия кроются в списках причин для обеспечения граждан таким типом жилья. Кроме этого, заметно отличаться могут подход к ценообразованию, сроков действия договора и прочие аспекты. В Беларуси социальное жильё могут получить отдельные категории граждан на условиях договора бессрочного найма.

Социальное жильё в Беларуси появилось не так давно, и государственные чиновники утверждают, что эта часть жилого фонда будет развиваться быстрыми темпами. В начале 2013 года были заселены 14800 социальных квартир по всей стране. Однако оптимистичные прогнозы относительно того, что очередь на социальное жильё исчезнет к концу 2015 года, не оправдались. Вероятное, привлечение китайских инвесторов в постройку социального жилья в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве и Гродно ускорит процеcс.

Так же, как и арендное, социальное жильё появляется двумя способами: либо производится строительство дома, либо в ранг социальных переводятся квартиры вторичного рынка жилой недвижимости. На вопрос, можно ли приватизировать социальное жильё в Минске и других городах Беларуси, закон отвечает однозначным запретом. Также социальное жильё нельзя разделять, обменивать, и дарить. По сути, предоставление социального жилья – это сдача недвижимости в наём с возможным выселением в будущем в случаях грубых нарушений условий договора. Более того, если в социальной квартире, помимо гражданина, которому она была непосредственно предоставлена, проживают его родственники, они в большинстве случаев будут подлежать выселению из квартиры после его смерти. Избежать выселения можно, если в том же населённом пункте, где находится социальная квартира, у родственников нанимателя нет пригодного для проживания жилья из расчёта 15 метров на 1 человека (в Минске – 10 метров). Это не единственное возможное исключение, и с полным списком причин для отказа от выселения можно ознакомиться статьях 91 и 115 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Что касается стоимости проживания в социальной квартире, то никаких дополнительных выплат не предусмотрено, наниматель должен только вовремя оплачивать пользование коммунальными услугами.

Как получить социальное жильё в Минске

Для того, чтобы на безвозмездной основе снять квартиру у государства, необходимо относиться к одной из категорий граждан, которым это жильё положено по закону. Алгоритм непосредственных действий достаточно прост: Необходимо подать заявление в местную администрации и ждать своей очереди.Список необходимых для постановки в очередь документов достаточно индивидуален и зависит от того, к какой именно категории нуждающихся вы относитесь. Полный перечень документов, необходимых лично вам, можно узнать в службе Одно окно администрации своего района. Как правило, не возникает серьёзных затруднений в процессе подачи заявления на социальное жильё. Как получить его быстро – гораздо более сложный вопрос.

Кто имеет право на получение социального жилья

Необходимость предоставления бесплатного жилья или жилья по очень низким ценам тем, кто нуждается в социальной защите, прописана на высшем законодательном уровне – в Конституции РБ. Нуждающимися в социальной защите признаются отдельные категории граждан из числа тех, кто находится в очереди на улучшение жилищных условий.

Указом Президента Республики Беларусь №563 от 16.12.2013 было утверждено Положение об учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В этом положении указано, кому положено социальное жильё в Минске и других населённых пунктах Беларуси:

  • Тем, чьё жильё перестало быть пригодным для того, чтобы жить в нём из-за чрезвычайной ситуации вроде наводнения, землетрясения, проведения военных действий и пр.
  • Тем, кто должен проживать в отдельной комнате по состоянию здоровья. Если человек с соответствующим диагнозом живёт с родственниками в однокомнатной квартире, ему должны предоставить социальное жильё.
  • Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь важно то, что социальная квартира такими гражданами должна быть получена в первые полгода после восемнадцатилетия или, если они изъявляют желание, в первые полгода после их отчисления из учреждений образования выше среднего (ПТУ, ССУЗ, ВУЗ). По факту это сроки не получения жилья, а постановки в очередь.
  • Граждане, имеющие первую или вторую группу инвалидности и не имеющие работы и родственников.
  • Многодетные семьи и матери, но только при условии наличия звания «Мать-героиня»
  • Другие категории граждан

Очередь на улучшение жилищных условий

Очередь на улучшение жилищных условий — это доставшийся современной Беларуси в наследство от Советского Союза способ приобретения жилья, связанный с системой наделения граждан государственной жилплощадью.

Понятие очереди основывается на признании государством норм обеспечения граждан определенным количеством квадратных метров жилой площади. Нуждающимся признается лицо, на долю которого приходится менее 15 квадратных метров полезной жилплощади в занимаемом помещении. Для города Минска эта величина снижена до 10 метров.

Нужно заметить, что с разрушением системы массового обеспечения населения государственным жильем изменилась цель и реальное содержание описываемого понятия, т.к. государство не берет на себя обязательств по предоставлению жилплощади всем нуждающимся в ней.

Сейчас на очередь становятся, чтобы получить некоторые преимущества:

  • при получении кредита на жилье или субсидии на покупку или строительство жилья на льготных условиях;
  • право на строительство жилья по более низкой цене;
  • возможность приобретения участка для индивидуального строительства дома без участия в аукционе;
  • преимущество при рассмотрении заявки на получение арендного жилья из государственного жилищного фонда и социального жилья.

Постановка на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий — законодательно регламентированный процесс, основанный на оценке реальной обеспеченности гражданина метрами жилплощади в конкретном населенном пункте. Решение о включении в очередь принимаются районными исполнительными комитетами, они же осуществляют дальнейший контроль и регулирование ее состава. Нуждающимися могут быть признаны:

  • трудящиеся, не обеспеченные жильем по месту работы;
  • лица, доля которых в занимаемых жилых помещениях меньше установленной нормы;
  • нуждающиеся в улучшений жилищных условий по санитарно-гигиеническим требованиям;
  • некоторые лица, проживающие в общежитии, а также в съемном, арендном или социальном жилье;
  • граждане, которым отдельная жилплощадь требуется исходя из характера их заболеваний, и лица совместно с ними проживающие;
  • лица не связанные родством или свойством, но проживающие в одной квартире, одноквартирном доме, неизолированном помещении;
  • молодые семьи на определенных законодательством условиях;
  • некоторые лица, проживающие в интернатах и специальных учреждениях;
  • дети-сироты, оставшиеся без попечения;
  • лица, направленные для работы на радиоактивно загрязненные территории.
Читайте так же:  Комиссия 100 при съеме квартиры что это

Как видно, список имеющих право на улучшение своих жилищных условий весьма обширен. Чтобы уточнить свои права в этом отношении, лучше всего обратиться к юристу с соответствующей квалификацией или самостоятельно изучать нормативные акты. При этом стоит обратить внимание и на ограничения при постановке на учет. Они существуют как по территориальному принципу (ограничения для прибывших в Минск и Минский район), так и по семейно-бытовым и иным критериям.

В 2018 году получили жилье и улучшили жилищные условия 22,7 тысяч граждан. Среди них 7,3 тысячи молодых семей, 6,9 тысяч многодетных семей, 1,8 тыс. граждан (семей), имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на конец 2018 года состояло 663,8 тысяч граждан, что на 14,2 тысяч меньше, чем на конец 2017 года. В городах и поселках городского типа количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, уменьшилось на 12,9 тысяч, в сельских населенных пунктах – на 1,3 тысяч.

В первом январе-октябрь 2019 года всего построено 32,2 тысяч новых квартир, введено в эксплуатацию 2 882,4 тысяч квадратных метров общей площади жилья. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 1 100,8 тысяч квадратных метров общей площади, или 38,2% от введенного в эксплуатацию жилья. С использованием государственной поддержки построено 774,1 тысяч квадратных метров. В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 971 тысяч квадратных метров общей площади жилья, или 33,7% от общего ввода по стране.

Очередь на жилье в Минске

Теоретически очередь на улучшение жилищных условий в городе Минске не отличается от такой де процедуры в других регионах Республики, хотя и движется несколько медленнее. Ну и метраж на человека не должен превышать 10 кв.м (в других регионах – 15 кв.м).

За 2016 год в столице в полном объеме выполнена программа жилищного строительства. В эксплуатацию введено более 10 тысяч квартир. При этом более четверти от общего объема жилья построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для многодетных семей построено 977 квартир. Более 15% жилья возведено с государственной поддержкой в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий.

Согласно постановлению Совмина от 29 декабря 2018 года №987, опубликованному на сайте правительства, в Беларуси в 2019 году планируется построить 4 миллиона квадратных метров жилья. В Минске – 670 тысяч квадратных метров жилья (на 50 тысяч «квадратов» меньше, чем планировалось построить в 2018 году). На долю столицы 200 тысяч метров запланировано построить для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановление Совмина также конкретизирует объемы господдержки. Так, в Минске планируется обеспечить жильем 1896 многодетных семей. Для этого предусмотрено выделение 112,07 миллиона рублей банковских кредитов, в том числе 11,06 миллиона рублей льготных кредитов.

По заявлению государственное жилье может быть переведено в разряд помещения социального пользования

306 01.07.2016 10:01

Неприватизированные квартиры с 1 июля переходят в разряд коммерческого жилья. Но если семья имеет право на получение социального жилья, то обратиться с соответствующим заявлением в местный исполком можно и после дня икс.

Мы свою квартиру не приватизировали. Двухкомнатную квартиру площадью 49 кв. метров мы получили в 1974 году на семью из четырех человек. До настоящего времени мы все здесь и проживаем. Другого жилья ни у кого из нас нет. В настоящее время наша семья состоит: наниматель – пенсионер, пенсия 3,5 млн; его жена – пенсионерка, пенсия 2,4 млн; сын – заработная плата 3 млн; дочь – мать-одиночка, не работает и пособий никаких не получает, и ее сын четырех лет.

В 2002 году мы заключили с ЖЭС договор найма, в котором написано, что эта государственная квартира предоставлена нам безвозмездно и для пожизненного проживания.

Так как с 1 июля неприватизированные квартиры переводятся в арендные, я позвонила в горисполком и спросила, что надо, чтобы нашу квартиру перевели в социальное жилье. Мне ответили, что сначала я должна написать заявление в ЖЭС о переводе нашего жилья в коммерческое и заключить с ними договор найма. Если мы откажемся заключать новый договор найма, что будет с нами? Что нам делать? (Таисия Тимошенко)

Согласно Положению об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено указом №563 от 16 декабря 2013 г., далее – Положение), жилое помещение республиканского и коммунального государственного жилищного фонда включается в состав жилых помещений социального пользования и исключается из их состава по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

В состав жилых помещений социального пользования включаются жилые помещения типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, построенные (реконструированные), приобретенные, освободившиеся жилые помещения. Жилое помещение социального пользования предоставляется состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданам, имеющим право на получение жилого помещения социального пользования, и членам их семей по решению местного исполнительного и распорядительного органа, принятому при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (п. 53, 62).

Право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи, из числа пенсионеров, лиц, достигших пенсионного возраста (п. 63).

Если семья нанимателя соответствует перечисленным выше критериям, то он вправе обратиться с соответствующим заявлением (о включении жилья в разряд социального) в местный исполком.

Читайте так же:  Требования для сдачи крови на донорство

Такое заявление может быть подано как перед 1 июля 2016 года (срок включения жилых помещений государственного жилищного фонда в состав жилых помещений коммерческого использования), так и после. Это напрямую указано в п. 91 указа №563: по заявлению нанимателя жилого помещения коммерческого использования, относящегося к лицам, определенным в п. 63 Положения, занимаемое им жилое помещение коммерческого использования подлежит включению в состав жилых помещений социального пользования.

Следовательно, заключение договора найма жилого помещения коммерческого использования не повлияет на возможность последующего включения жилья в состав жилых помещений социального пользования. Заключайте такой договор и потом обращайтесь в исполком с заявлением.

Ответ подготовил юрист, правозащитник Олег Мацкевич.

Кому в Беларуси положено социальное жилье

3 083 15.08.2015 11:30 Фото носит иллюстративный характер. Источник: http://tsg54.ru/

Служба информации «БГ» ,

Кто может рассчитывать на социальное жилье и какие права имеют его наниматели? (Мария Г., Брест)

В соответствии с Жилищным кодексом жилое помещение социального пользования предназначается для проживания граждан, имеющих право на получение такого жилого помещения, а также членов их семей. Жилые помещения социального пользования не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче другим лицам по договору поднайма.

Наниматель жилого помещения социального пользования вправе предоставить право владения и пользования занимаемым им жилым помещением супругу (супруге), своим несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям, не имеющим в данном населенном пункте жилых помещений в собственности, жилого помещения государственного жилищного фонда во владении и пользовании на основании договора найма жилого помещения.

Право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:

  • граждане, жилые помещения которых вследствие чрезвычайных ситуаций стали непригодными для проживания;
  • граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной кварти
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • неработающие одинокие пенсионеры, граждане, достигшие пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – после 60-ти);
  • граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;
  • граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу принятия на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда на одного члена семьи, из числа следующих категорий:

– инвалиды I и II группы;

– многодетные семьи, а также матери, которым присвоено звание «Мать-героиня» или которые награждены орденом Матери, орденом «Материнская слава» либо медалью «Медаль материнства»;

– граждане, взявшие на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей,

оставшихся без попечения родителей;

Кроме перечисленных, есть еще несколько категорий граждан, имеющих право на получение соцжилья: граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями; ветераны боевых действий на территории других государств и др. Полный перечень оснований содержится в статье 111 Жилищного кодекса.

Ответ подготовил юрист, правозащитник Павел Сапелко.

К предоставлению арендного жилья государственного жилфонда будут применяться новые подходы

Новая редакция Жилищного кодекса принята 4 мая 2019 года и систематизирует ряд нормативных правовых актов, принятых в сфере жилищных отношений в последние годы. Ожидается, что она вступит в силу с 1 января 2020 года.


Ольга Герман, заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства, рассказала о новых подходах по предоставлению арендного жилья, его переводу в социальное, льготах и гарантиях в жилищной сфере.

Предоставление арендного жилья

На долю арендного жилья приходится свыше 50 % от всего государственного жилищного фонда. Жилищный кодекс закрепляет порядок предоставления арендного жилья, тем самым обеспечивая более эффективное его заселение с соблюдением интересов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Таким гражданам предоставляется около 60 % предлагаемого арендного жилья госжилфонда. При отсутствии претендентов из числа очередников заселиться могут и другие категории граждан.

Для тех, кто имеет первоочередное право на получение арендного жилья, предназначено примерно 30 % арендного жилфонда. В их число входят молодые специалисты, которые получили образование за счет республиканского или местного бюджетов, работники при назначении на должность в случае переезда из другого населенного пункта.

Около 10 % арендных квартир выделяется военнослужащим и приравненным к ним лицам.

При этом арендное жилье остается очень востребованным, например, в Минске на одну квартиру поступает 50–200 заявок.

По данным на 1 апреля, арендный жилищный фонд в Беларуси насчитывает 142 410 квартир, из них 121 тыс. ранее относились к служебным жилым помещениям, предоставлялись по договорам найма. В 2019 году запланировано возведение 135 тыс. кв. м арендного жилья, больше всего строить будут в Гродненской (33,25 тыс. кв. м), Гомельской (28,35 тыс. кв. м) и Брестской (26,25 тыс. кв. м) областях. В Минской и Витебской областях планируется построить по 10,5 тыс. кв. м, в Минске – 11,4 тыс. кв. м.

По законодательству арендное жилье предоставляется на срок до пяти лет. Если жильцы своевременно исполняют обязательства по оплате коммунальных услуг и аренды, договор найма с ними может продлеваться практически бесконечно.

Иная ситуация с арендным жильем, которое до 1 апреля 2014 года относилось к категории служебного. Такие жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений. В новой редакции Жилищного кодекса присутствует преемственность подходов и нормы, по которым право дальнейшего проживания в квартире остается у тех нанимателей, кто отработал на предприятии свыше 10 лет и кому жилье предоставлено в качестве служебного до 8 апреля 2006 года. Подобные условия действуют и для тех, кто не имеет другого жилья в собственности, инвалидов.

Получив арендную квартиру, остаться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, которые получили в аренду жилое помещение ведомственного жилфонда – на период трудовых и служебных отношений, семьи, для которых в арендном жилье не выполняется норматив обеспеченности общей площадью на человека. Например, семья с ребенком в однокомнатной квартире. Если же супруги получают трехкомнатную квартиру, то по этому нормативу они не имеют оснований на улучшение жилищных условий.

Читайте так же:  Почтовый адрес президента рф путина в в

Оплата и тарифы

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования определяется исходя из установленной правительством базовой ставки с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения.

Базовая ставка составляет 0,2 базовой величины за 1 кв. м. Размер оплаты облисполкомы и Минский горисполком устанавливают исходя из принятых ими коэффициентов, которые выше в столице и в центре города и ниже на окраинах. Например, для центра столицы установлен коэффициент 1,5, в спальных районах (Кунцевщина, Лошица, Сухарево) он ниже – 1,0. В среднем однокомнатная квартира общей площадью 32 кв. м из госжилфонда обходится жителям этих микрорайонов примерно в 163 рубля в месяц, тогда как на рынке собственники просят не менее 200 долларов в эквиваленте (350–400 рублей).

В Гродно и Витебске арендная плата на однокомнатную квартиру из госжилфонда в среднем составляет 97 рублей, двухкомнатную –146 рублей, трехкомнатную площадью 69 кв. м – 211 рублей. В райцентрах с коэффициентом 0,3 (Лида, Волковыск, Сморгонь, Слоним, Новогрудок) стоимость арендного жилья 50, 73 и 105 рублей соответственно.

Новшеством Жилищного кодекса является устранение пробела в законодательстве: указаны понижающие коэффициенты для отдельных категорий граждан в отношении жилфонда как коммунальной формы собственности, так и республиканской. Право на пониженную арендную плату за пользование арендным жильем имеют молодые специалисты, преподаватели вузов, работники сферу культуры и др.

Перевод арендного жилья в социальное

В новой редакции учтен наработанный практический опыт применения законодательства в жилищной сфере. Закрепляется норма, в силу которой социально незащищенные категории лиц, проживающие в арендном жилье и имеющие право на социальное жилье, могут переводить занимаемое арендное жилье в социальное. Таким образом, они освобождаются от арендной платы.

Гарантии для граждан в вопросах предоставления арендного и социального жилья сохранятся после вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса.

На получение жилых помещений социального пользования вправе претендовать 17 категорий граждан, куда входят многодетные семьи, инвалиды I и II группы, одинокие неработающие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами и другие социально незащищенные граждане.

Также закрепляется право на перевод в категорию социального жилья квартир, нанимателями которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по заявлению их законных представителей. Сейчас это право предоставлено только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23-летнего возраста.

При этом по действующему законодательству местные распорядительные и исполнительные органы власти вправе предложить гражданам в качестве социального жилья комнату с общей кухней. После вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса должна предоставляться как минимум однокомнатная квартира.

Видео (кликните для воспроизведения).

Еще одно новшество: на законодательном уровне прописывается обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения с безбарьерной средой людям, получившим инвалидность в период владения государственным жилищным фондом. По заявлению наниматели должны быть найдены варианты благоустроенного жилья, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой, располагаться на первом-втором этажах.

Анна Шилец, Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!
(фото – БЕЛТА)

Изменения в ЖК затронули арендное жилье и социальные гарантии

В Жилищный кодекс Беларуси были внесены изменения 4 мая 2019 года. О том, какие новые подходы будут использоваться при предоставлении арендного жилья из государственного жилищного фонда, и других социальных гарантиях рассказала заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман.

Рынок арендного жилья активно развивается. В связи с этим в новом изложении ЖК рассмотрены основные подходы к его предоставлению: 30 % от общего незаселенного фонда предоставляются гражданам, имеющим первоочередное право на его получение. Это молодые специалисты, получившие образование за счет средств республиканского или областного бюджетов, работники культуры, специалисты, приехавшие из других населенных пунктов и работающие по контракту, военнослужащие. Им жилплощадь предоставляется только на время трудовых отношений. Оставшиеся 60 % арендного жилфонда распределяются между гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Новшеством в ЖК стало право государственных органов определять в своих локальных НПА процент первоочередников, имеющих право на получение арендного жилья.

Как получить арендное жилье?

Концептуальных изменений в ЖК Беларуси не будет. При этом сохранятся сложившиеся подходы к предоставлению арендного жилья согласно Указу Президента № 563 от 16 декабря 2013 г. «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Будет, как и раньше, работать заявительный принцип. То есть исполкомы при наличии свободного жилья на официальных сайтах в сети Интернет указывают информацию о нем: адрес, общую и жилую площадь, количество комнат и стоимость платы за арендное пользование. Заинтересованные граждане могут подать заявление в соответствующий исполком. Административная процедура по принятию решения длится не больше одного месяца. Если на одну квартиру поступает несколько заявлений, преимущество имеет тот, кто раньше встал на учет.

Белорусы стремятся получить арендное жилье в столице, стоят в долгих очередях, забывая, что арендное жилье есть в других городах и населенных пунктах:

— На данный момент самое востребованное жилье в Минске. На одну квартиру приходится от 50 до 200 заявлений, – отметила Ольга Герман.

Цены на арендное жилье

Размер платы за пользованием жилым помещением определяется, исходя из ставки, устанавливаемой правительством Беларуси, в зависимости от базовой величины. На данный момент ставка составляет 0,2 от базовой величины за 1 кв. м, что в денежном эквиваленте равняется 5,1 руб. Также применяются коэффициенты, устанавливаемые исполнительными органами, в зависимости от месторасположения жилого помещения:

– Минск, в частности, поделен на зоны: в центре самый высокий коэффициент – 1,5, в Кунцевщине, Лошице – 1,0, – рассказала представитель Минжилкомхоза.

К примеру, однокомнатная квартира из государственного жилфонда в Малиновке общей площадью 32 кв. м в среднем обойдется в 163 рубля. Если снимать аналогичную квартиру у частного лица, плата в месяц выйдет не меньше 400 руб.

В Гомеле, Гродно и других областных городах цена значительно ниже. Так, в Витебске плата за однокомнатную квартиру равна 97 руб., за двухкомнатную – 146 руб., трехкомнатную (69 кв. м) – 211 руб. В городах с меньшей численностью населения, например в Лиде, Волковыске, Новогрудке, плата за однушку составит 50 руб., двушку – 73 руб., трешку – 105 руб. Эти цены установлены без понижающих коэффициентов, которые дополнительно применяются относительно жилых помещений, предоставляемых на время служебных отношений. Напомним, что договор найма арендного жилья заключается сроком на пять лет, при этом если человек выполняет все условия, вовремя вносит плату и не имеет задолженностей, то договор может продлеваться бесчисленное количество раз. Что же касается жилфонда, который ранее относился к служебному жилью, то он предоставляется на период трудовых отношений. Преемственность подходов оставляет в силе действие уже существующих и ранее известных норм, по которым право дальнейшего проживания остается у тех, кто отработал на предприятии свыше 10 лет и кому жилье предоставлено в качестве служебного до 8 апреля 2006 года.

Читайте так же:  Во сколько нужно менять паспорт в россии

Что изменилось в социальных гарантиях?

Социально незащищенные категории граждан (например, одинокие нетрудоспособные пенсионеры, многодетные семьи, ветераны боевых действий, семьи, где воспитываются дети-инвалиды и т. д.) имеют право перевести арендное жилье в социальное. В таком случае оплачиваются только жилищно-коммунальные услуги, плата за пользование жилым помещением не взимается. Остались, как и прежде, 17 категорий социально незащищенных граждан, все социальные гарантии для них сохраняются.

Важным нововведением является обязанность исполкомов обеспечивать незащищенные слои населения как минимум однокомнатной квартирой, гарантируя тем самым достойные условия проживания. Ранее могли предоставить комнату с общей кухней.

Также исполнительные органы должны будут предоставлять жилплощадь соответствующего качества, если в период проживания в арендной квартире человек стал инвалидом: по его заявлению исполком должен будет предоставить арендное жилье с определенными условиями: нижние этажи, наличие средств безбарьерной среды и др.

Изменения в Жилищном кодексе Беларуси коснулись детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По заявлению их законных представителей, опекуна или попечителей, арендное жилье может быть переведено в социальное до достижения такими детьми 23-летнего возраста:

– Такие случаи не единичны. На сегодняшний день это право было предоставлено только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23-летнего возраста, – пояснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Минжилкомхоза.

Новое арендное жилье

Количество арендных квартир в Беларуси на 1 апреля 2019 года составляло142 410, порядка 121 тыс. из них были переведены в арендный фонд из служебных жилых помещений. При этом государство намерено продолжить пополнение арендного фонда за счет строительства новых квартир.

На 2019 год запланировано строительство 135 тыс. кв. м арендного жилья по всей стране. В Минске предусмотрено строительство 11,4 тыс. кв. м арендного жилья, в Минской и Витебской областях – 10,5 тыс. кв. м. Самый большой объем арендного жилья построят в Гродненской области – 33,25 тыс. кв. м, затем идут Гомельская и Брестская области – 28,35 и 26,25 тыс. «квадратов». В Могилевской области площадь построенного в 2019 году арендного жилья составит 15 тыс. кв. м.

Строительство нового арендного жилья осуществляется за счет средств, получаемых от населения в качестве оплаты за пользование такими квартирами.

– Плата, осуществляемая гражданами за пользование арендным жильем, аккумулируется на счетах исполкомов. Часть этих денег идет на улучшение жилищных условий уже имеющегося арендного фонда и строительство нового, – подытожила Ольга Герман.

Социальное жилье.​ Какие права на него есть у сирот?

Как обеспечиваются социальным жильем дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей?

— Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантируется право на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда (согласно ч.1 п.1 ст.12 Закона Республики Беларусь от 21.12.2005 г. №73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), — рассказала в интервью «АиФ» Анастасия ГОРБАЧЕВА, помощник адвоката адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ». — Такое право предусмотрено, если указанные лица нуждаются в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательными актами.

— На каких условиях дают жилье?

— Жилое помещение социального пользования государственного жилищного фонда предоставляется без взимания платы за пользование им (в силу п. 52 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом от 16.12.2013 г. №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования предоставляются в виде однокомнатной квартиры (ч. 2 п. 55 Положения).

Жилье дается вне очереди в течение пяти лет после достижения совершеннолетия либо, по желанию лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение одного года после окончания учреждений высшего образования (п. 65 Положения). Законодательно установлен срок длиной 5 лет, на который заключается договор найма жилого помещения социального пользования.

На коммерческой основе

— А что происходит по истечении пятилетнего срока?

— Жилое помещение социального пользования включается в состав жилых помещений коммерческого пользования по решению местного исполнительного и распорядительного органа, за исключением особых случаев (если наниматель относится к иным лицам, определенным в п.63 Положения).

За временное владение и пользование жилыми помещениями коммерческого пользования нужно будет платить.

Также надо учитывать, что жилые помещения социального и коммерческого пользования нельзя приватизировать, обменять, разделить, продать, предоставить по договору поднайма (если иное не определено президентом Республики Беларусь).

— Как решается жилищный вопрос, пока не дали социальное жилье?

— Местные исполнительные и распорядительные органы должны обеспечить жилыми помещениями государственного жилищного фонда в общежитиях или специальными жилыми помещениями, предназначенными для временного проживания, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ст. 149 Жилищного кодекса, п.65 Положения).

На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимает:

  • либо местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса ребенка-сироты или статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей,
  • либо местный исполнительный и распорядительный орган по месту работы (службы), предоставленному по распределению, направлению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).
Читайте так же:  Как узнать введен ли дом в эксплуатацию

Улучшение жилищных условий

Понятие улучшения жилищных условий прямо связано с социальной политикой государства. Еще с советских времен бытует мнение, что гражданин (семья), имеет право на определенную жилую площадь. В СССР граждане, не имеющие такого жилья, получали квартиры (реже – дома) от государства, в современной Беларуси им предлагают льготный кредит на жилье.

Что такое льготный кредит?

Льготные кредиты в современной Беларуси — это тоже реализация социальной политики государства. Больше всего льготных кредитов выдается семьям в которых растут дети (не менее 2-х), особое внимание и лучшие условия многодетным, сотрудникам силовых ведомств и некоторых госструктур.

Следует знать, что улучшение жилищных условий — не обязанность государства или организаций предоставлять жилье всем нуждающимся.

Некоторые социально уязвимые граждане, например: инвалиды, сироты, многодетные семьи, могут рассчитывать на максимальную помощь. Представители власти сами посещают таких граждан, помогают собирать и оформлять документы.

Но большинство получит только предложение воспользоваться своими льготами, а дальнейшее зависит от их личной инициативы. Они сами должны будут писать заявления в исполкомах, сообщать о появлении детей и других оснований для льгот, следить за движением очереди, искать место в строящихся домах.

Другое важное, даже определяющее, обстоятельство – права и жилищные льготы в Республике Беларусь строго регламентированы законом. Потому начинать улучшение жилищных условий следует с четкого определения своих прав и льгот.

Окончательную форму условия льготного кредита приобретают в договоре между клиентом и банком.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске – 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило – претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Для Минска и Минского района есть ограничения на 5 или 10 лет для тех, кто переехал сюда из других мест.

Кроме оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть законодательно определенные причины для снятия с учета. Основная масса таких ситуаций связана с изменением места жительства, работы и семейного положения. Также снимают с очереди тех, кто не предоставляет документы по запросу государственных органов. И тех, кто трижды в течение года отказался от предложенных вариантов решения жилищного вопроса.

Как получить льготный кредит на жилье?

Главное правило здесь – нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы – можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости – добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на льготное кредитование, лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент – некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Кому положено социальное жилье в беларуси
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here