Министерство является юридическим лицом

Министерство в учредителях для ЕНВД не помеха

Наша организация осуществляет ветеринарные услуги, применяет ЕНВД. Численность работников в 2008 г. составляла 98 человек, единственным учредителем является Министерство сельского хозяйства (доля — 100%). Является ли министерство организацией и можем ли мы применять ЕНВД?

Л.Н. Шамшаева, Оренбургская обл.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ оказание ветеринарных услуг подпадает под ЕНВД.

Вместе с этим в подп. 2.2 ст. 346.26 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ были внесены изменения, согласно которым на систему налогообложения в виде ЕНВД не могут переходить организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25%.

В рассматриваемой ситуации единственным учредителем предприятия является Министерство сельского хозяйства РФ. Попробуем разобраться, является ли данное Министерство юридическим лицом.

Понятие «организация» для целей законодательства о налогах и сборах определяется в п. 2 ст. 11 НК РФ. Согласно данной норме организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Юридическим лицом согласно ст. 48 ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Другими словами, организация — юридическое лицо специально создается для участия в гражданском обороте и обладает следующими признаками:

  • имущественной обособленностью;
  • имущественной ответственностью по своим обязательствам;
  • организационным единством;
  • правом от своего имени выступать в судах.

Что касается федеральных министерств, то они создаются в первую очередь с целью реализации государственной политики в определенных сферах деятельности. Кроме того, они не несут имущественной ответственности по своим обязательствам, поскольку собственником данного имущества является государство.

По нашему мнению, Министерство сельского хозяйства не относится к организациям – юридическим лицам по смыслу ст. 11 НК РФ.

Арбитражные суды также говорят о том, что органы государственной власти (в частности, министерства) при учреждении предприятий не являются организациями в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах, поскольку данные органы действуют от имени Российской Федерации, субъектов РФ.

Такая позиция выражена, например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.08.2003 № Ф09-2497/03-АК, ФАС Поволжского округа от 02.10.2003 № А49-2298/03-114А/19, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2005 № А58-1966/05-Ф02-4572/05-С1.

А в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 № Ф08-1860/2008 судьи отметили, что, хотя федеральное министерство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных правах с другими участниками этих отношений, организацией в смысле ст. 11 НК РФ оно не является. Данный вывод соответствует точке зрения ВАС РФ, изложенной в Решении от 19.11.2003 №12358/03.

Следовательно, если учредителем организации является федеральное министерство, этот факт не препятствует применению ЕНВД, даже если доля его участия составляет более 25%.

26. Органы юридических лиц. Представители юридических лиц. Ст.53

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Органами юридического лица — государственной, кооперативной или общественной организации являются лицо (гражданин) или группа лиц, образующих и (или) изъявляющих его волю в целом или в определенном частном направлении. В этом смысле можно различать органы общей и специальной компетенции.

Каждое юридическое лицо может иметь один или более органов, среди которых всегда выделяется орган, возглавляющий юридическое лицо и представляющий его вовне. Этот орган является носителем сделкоспособности юридического лица.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Органы юридического лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юридического лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юридического лица, но помогают органам юридического лица в осуществлении их полномочий.

Структура органов юридического лица

Коллегиальный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган

Ревизионная комиссия (ревизор)

Аудитор юридического лица

Представителями юридического лица являются лица (граждане или юридическое лицо), уполномоченные органом юридического лица (добровольное представительство) или наделенные соответствующим полномочием в силу закона (обязательное представительство).

27. Классификация юридических лиц.

Классификация юридических лиц производится в зависимости от различных оснований:

1. В зависимости от объема прав учредителей (участников) в отношении юридического лица либо его имущества (п. 2, 3 ст. 48 ГК РФ):

а) учредители (участники) имеют обязательственные права (право на получение дивидендов; право на ликвидационную квоту; право на участие в управлении и др.);

б) учредители (участники) имеют вещные права на имущество юридического лица;

Читайте так же:  Не прошла оплата триколор тв что делать

в) учредители (участники) не имеют имущественных прав в отношении юридических лиц.

2. В зависимости от характера и целей деятельности (ст. 50 ГК РФ):

а) Коммерческие организации это юридические лица, имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Причем перечень коммерческих организаций императивный. Данные виды юридических лиц обладают общей правоспособностью, за исключением унитарных предприятий.

б) Некоммерческие организации юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли. Некоммерческие организации создаются для достижения управленческих, учебных, культурно-просветительских, благотворительных, религиозных и иных целей. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную таким образом прибыль между своими участниками.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах:

хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Имеет ли Правительство РФ статус юридического лица? Обладает ли статусом юридического лица министерство?

Статья 48 ГК РФ даёт определение юридического лица: в приведённом в ней определении юридического лица закреплены признаки соответствующей конструкции. Решающим из них является имущественная обособленность. Именно её выражает содержащееся в ст. 48 ГК указание на то, что юридическое лицо «имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество». При этом под «обособленным имуществом» понимается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идёт об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, — от имущества её членов. Своё конкретное выражение имущественная обособленность находит в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь самостоятельный баланс (коммерческая организация) или самостоятельную смету (некоммерческая организация).

Второй существенный признак юридического лица, включённый в его определение, — самостоятельная имущественная ответственность. Согласно ГК, юридическое лицо «отвечает по своим обязательством этим (т.е. обособленным) имуществом». Если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами, ни участники, ни учредители юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников).

Третий признак юридического лица — самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени. Он означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Наконец, четвёртый признак, не включённый в указанную статью, но предполагаемый ею, именуется обычно «организационным единством». Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделённые весьма определённой компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Те, кто находятся внутри юридического лица (руководители и работники), должны знать, что представляет собой соответствующее образование, чем оно будет заниматься, кто и как управляет им, что представляет собой его имущество и др. Это же важно и для тех, кто вступает или только намеревается вступить с данным образованием в правовые отношения.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями. В ст.124 ГК сформулирован важнейший принцип участия этих образований в гражданско-правовых отношениях на равных началах с лицами как юридическими, так и физическими. 2. Правовой статус указанных в п.1 ст.124 ГК образований, выступающих в качестве субъектов гражданского права, приравнен к правовому статусу юридических лиц, поскольку иное не вытекай из закона и их особенностей. Например, публично-правовые образования, в отличие от юридических лиц, не вправе отказываться от права собственности (ст.236 ГК).

Каждое из указанных в ст.124 ГК государственных и муниципальных образований своими законодательными и иными нормативными актами определяет круг органов, через которые эти образования осуществляют свои гражданские права, принимают и исполняют обязанности. Так, например, в обязательствах из причинения вреда, подлежащего возмещению за счет государственного или муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст.1071 ГК). По специальному поручению от имени государственных и муниципальных образовании могут выступать и частные лица.

Пункт 1 ст.126 ГК определяет пределы ответственности указанных в ней субъектов по своим обязательствам. Этот предел ограничивается размерами казны этих субъектов, при этом из состава казны исключается имущество, которое не может находиться в частной собственности. Казну составляет имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за юридическими лицами. Возможность обращения взыскания на такие объекты казны, как земля и природные ресурсы, должна быть специально предусмотрена законом.

Правила ст.126 ГК исключают ответственность государственных и муниципальных образований по обязательствам друг друга. Полностью исключена и ответственность созданных такими образованиями юридических лиц по обязательствам этих образований. Сами такие образования отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц лишь в случаях, специально предусмотренных законом — например, Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (ст.115 ГК).

До настоящего времени закон об иммунитете государства и его собственности еще не принят, поэтому указанные вопросы регулируются на основе действующих международных договоров Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права.

Таким образом, ни Правительство РФ, ни министерства юридическими лицами считаться не могут.

Органы государственной власти как юридические лица

С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, изменившая требования, предъявляемые к правовому статусу юридических лиц. Утратили силу ст. ст. 23 — 33 ГК РСФСР, а также соответствующие разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые содержали нормативно — правовые определения понятия «юридическое лицо».

Читайте так же:  Работа медицинским регистратором отзывы

К наиболее принципиальным изменениям можно отнести положение п. 2 ст. 51 ГК РФ: «Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации». Ранее подобного положения в законодательстве нашей страны не было. В соответствии с ГК РСФСР (ст. 26) правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно было действовать на основании общего положения об организациях данного вида, — с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. И только если устав подлежал регистрации, правоспособность юридического лица возникала в момент регистрации.

В соответствии с ныне действующим законом у каждого юридического лица обязаны быть учредители, соответствующие учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации и каждое юридическое лицо должно быть занесено в государственный реестр. Даже процедура ликвидации юридического лица сейчас иная, чем раньше. Согласно ч. 8 ст. 63 ГК РФ «ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц».

Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно п. 5 Положения Министерство обороны является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Министерство обороны имеет свои эмблему и флаг. Аналогичным образом Указом Президента от 18 июля 1996 г. «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» определен правовой статус МВД. Если Министерство обороны и Министерство внутренних дел считать полноправными юридическими лицами, то в качестве учредительных документов указанных министерств могут выступать только их Положения, утвержденные упомянутыми указами, а учредителем является государство в лице своего полномочного представителя — Президента РФ.

В Положениях обоих министерств предусмотрено главенство закона и неукоснительное соблюдение законов. В соответствии с законом на деятельность руководителей министерств распространяются следующие требования ГК РФ: «Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица» (ст. 56); «Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников), юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу» (ст. 53).

Приведенные примеры доказывают неправомерность распространения на органы государственной власти прав и обязанностей, обусловленных обладанием правовым статусом юридического лица.

Нормативные акты, порождающие подобные правовые коллизии, издаются и органами государственной власти субъектов Федерации.

В качестве примера можно рассмотреть Устав города Москвы, ст. 43 которого гласит: «Дума является постоянно действующим представительным и законодательным органом власти города Москвы. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Численный состав Думы — 35 депутатов. Срок полномочий депутатов Думы — четыре года». Аналогичные положения содержит Устав (основной закон) Костромской области, Устав Ненецкого автономного округа и др.

Можно высказывать различные соображения относительно природы основного мотива, побуждающего органы государственной власти «уподобиться» юридическим лицам. Рассмотрим конкретный документ. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» МИД РФ получило право «использовать в установленном порядке внебюджетные средства, получаемые от оказания консульских и других видов услуг, для финансирования развития материально — технической базы Министерства, на социальные нужды и для материального стимулирования его работников». Это право, по-видимому, считается дополнительным по отношению к правам и обязанностям, вытекающим из п. 12 того же Положения: «Финансирование деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти».

Сочетание прямого доступа к распоряжению бюджетными средствами с относительной экономической свободой — мечта многих. Непосредственный доступ к бюджетным средствам обеспечивает государственный статус. Желанием обрести некоторые элементы государственного статуса объясняется стремление ряда организаций стать пользователями государственной символики. Правом на использование государственной символики наделены органы государственной власти. Другие организации и юридические лица не имеют права использовать государственный герб на своих бланках и печатях без специального разрешения.

Некоторые организации сами себе своими учредительными документами «разрешают» использование государственной символики. Такие положения содержат, например, уставы институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Сами академии, утверждавшие уставы подведомственных институтов, до сих пор не получили в установленном порядке право использовать государственный герб на своих бланках и печатях в соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации». В отличие от Российской академии наук Большой театр, например, такое право получил. Указом Президента РФ от 19 сентября 1992 г. «О Государственном академическом Большом театре России» ему разрешено иметь «печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием». Таким образом, задача законного использования государственной символики разрешима.

На практике встречаются довольно экзотические ситуации, когда, например, Московская герольдия при мэре города в своем письме от 11 августа 1997 г. считает возможным «использовать герб Москвы на печати Акционерного общества «Московский комитет по науке и технологиям». Это акционерное общество вообще является негосударственной организацией и ни при каких обстоятельствах не имеет права использовать государственную символику. Московская герольдия, призванная следить за порядком в использовании городской символики, не учитывает требования Закона города Москвы «О гербе и флаге города», равно как и Закона «О городской символике».

Читайте так же:  Возврат электроники надлежащего качества

Обозначенные нормотворческие тенденции таковы, что различия, существующие между правовым статусом органов государственной власти, а также правами и обязанностями юридических лиц, установленные действующим законодательством, «размываются» усилиями с обеих сторон. Органы государственной власти пытаются достичь большей экономической свободы, которую им может предоставить обретение статуса юридического лица. Со своей стороны, юридические лица пытаются получить право на государственный статус, который способствует более свободному доступу к государственному бюджету, что в сочетании со свободой действий открывает определенные перспективы.

Орган государственной власти, руководитель или представитель последнего, как субъект публичного права, не может выходить за пределы тех полномочий, которые определены законом. Неправомерное или несанкционированное изменение полномочий органа государственной власти может нарушить структуру государственного управления.

Государственный орган — элемент механизма государственного управления или государственного аппарата, который наделен властными полномочиями и в соответствии с ними участвует в осуществлении функций государства.

Порядок создания, наделения властными полномочиями и функционирования органа государственной власти должен быть определен соответствующими нормативными правовыми актами. Орган власти должен обладать самостоятельностью в пределах выполнения присущих только ему задач и функций. Орган власти имеет свою структуру и материальную базу, финансовые средства, источник финансирования. Перечисленные признаки похожи на аналогичные для субъектов гражданского права — юридических лиц. К особым отличиям возможностей субъекта публичного права от возможностей субъекта гражданского права можно отнести следующие:

субъекту публичного права позволительно делать только то, что предписано законом, в то время как субъекту гражданского права разрешено делать то, что не запрещено законом;

реализация властных полномочий субъекта публичного права является обязанностью последнего, а приостановка деятельности субъекта публичного права может быть отнесена к должностным преступлениям, в то время как для субъекта гражданского права добровольное прекращение своей деятельности возможно, если это не нарушает ранее взятых обязательств;

материально — техническое, информационное или иное обеспечение деятельности субъекта публичного права может быть реализовано только в порядке, установленном законодательством, в то время как для обеспечения деятельности субъектов гражданского права могут быть использованы любые не запрещенные законом источники.

Отмеченные правовые коллизии достаточно просто могут быть разрешены. Некоторые пути прямо указаны законом. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит ст. 4, озаглавленную «Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации». Часть 6 ст. 4 гласит: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать». «Обладать правами юридического лица» вовсе не означает «быть юридическим лицом». Правовой статус субъекта, обладающего правами юридического лица, отличен от правового статуса юридического лица. Для последнего должна быть найдена соответствующая организационно — правовая форма. Для субъекта, лишь обладающего правами юридического лица, но юридическим лицом не являющегося, это не обязательно.

Государственная организация и юридическое лицо. Это одно и то же?

По ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо это любая организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом в статье прямо сказано, что к юридическим лица относятся и государственные и муниципальные учреждения, а также все унитарные предприятия. Более того, статус юридического лица есть даже у государственных и муниципальных органов.

Юридические лица

Доброе утро коллеги!
Подскажите Федеральная налоговая служба РФ является Юридическим лицом? Если да, то какого вы его признаки как юридического лица.
Жду от вас комментариев, заранее спасибо.

Является. Признаки посмотрите в определении юридического лица в ГК.

Цель вопроса: Федеральная налоговая служба это юридическое лицо или государственный орган?

Цена: 100 грн.

Видео (кликните для воспроизведения).

не большое предисловие была недавно на собеседовании, где дали тест в котором был вопрос Являются ли юридическими лицами следующие:
— ОАО;
— Товарищество на вере;
— Общество с дополнительной ответственностью;
— Федеральная налоговая служба РФ.
Так вот на мой ответ что ФНС РФ это не юр. лицо на меня посмотрели косо . )))
При этом в положении о ФНС РФ сказано что : Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Они создаются на основании госакта, а не как юрлицо. Однако правами юрлица обладают в полном объеме.

Просто получается, что если ФНС юр.лицо, тогда и Антимонопольная служба наделенная функциями надзора за противоправными деяниями в сфере антимонопольного законодательства тоже юр.лицо.
Тогда зачем разграничения между юр.лицами и государственными органами входящими в систему исполнения функций государства?

Да оно так же юрлицо. Отличие в способе создания и ликвидации, вместо устава положение и т.д. Маленькие нюансы, но они главное.

§ 14. Органы исполнительной власти как юридические лица

Наделение органа исполнительной власти статусом юридического лица необходимо исключительно для организационного и материально-технического обеспечения его работы.

Расходы на содержание большинства органов исполнительной власти складываются из заработной платы и начислений на нее, коммунальных платежей, материального обеспечения (ремонта помещений, закупки мебели, средств связи, компьютерной и копировально-множительной техники, закупки и эксплуатации либо аренды автотранспорта), выполнения экспертных и научно-исследовательских работ.

Наделение органа исполнительной власти статусом юридического лица оптимально с организационной точки зрения, поскольку в противном случае обеспечение функционирование органа власти потребовалось бы возложить на другой орган либо специализированную организацию.

Читайте так же:  Признание брака недействительным кратко

С точки зрения организационно-правовой формы органы исполнительной власти как юридические лица следует считать государственными учреждениями, хотя есть и ряд особенностей, отличающих государственный орган от государственного учреждения. Как и учреждения, органы наделяются имуществом на праве оперативного управления, полностью или частично фиксируются собственником, который несет субсидиарную ответственность по гражданско-правовым обязательствам органа власти. Указанная совокупность признаков присуща исключительно учреждениям. В то же время порядок создания органа, документы, определяющие его статус, характер деятельности и другие признаки явно отличают орган и учреждение.

В гражданско-правовых правоотношениях орган исполнительной власти участвует на равных основаниях с иными участниками гражданского оборота и не вправе использовать властные полномочия в целях участия в таких отношениях.

Особенности участия органов власти в гражданском обороте связаны не столько с наличием у них управленческой компетенцией, сколько с их статусом как бюджетных учреждений (статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако и в этом аспекте они принципиально не отличаются от иных бюджетных учреждений.

Тема 3. Система и структура органов исполнительной власти

§ 1. Система органов исполнительной власти

Организация исполнительной власти предполагает упорядочение внутренних, управленческих отношений внутри государственной администрации, согласованность деятельности различных государственных органов. Предметом правового регулирования выступают взаимоотношения в государственном аппарате, в том числе отношения подчинения – путем определения полномочий, которыми одни органы наделяются в отношении других.

Одним из признаков органа государственной власти, как указывалось выше, выступает наличие собственной компетенции и самостоятельность в её реализации. Это, в частности, отличает орган государственной власти от структурного подразделения другого органа. Самостоятельность органа предполагает невмешательство вышестоящих органов в его оперативную деятельность. Вышестоящий орган не вправе вторгаться в компетенцию нижестоящего, принимать решения, которые относятся к полномочиям нижестоящего органа. Возможно издание нормативных указаний по вопросам деятельности нижестоящего органа, однако индивидуальные указания по решению конкретных дел (если разрешение таких дел относится к полномочиям нижестоящего органа) не допускаются.

Как следует из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П, система органов исполнительной власти представляет собой виды органов, различающиеся правовым статусом, что предопределяет характер их взаимоотношений между собой. В свою очередь структура органов исполнительной власти – это конкретный перечень органов с распределением компетенции между ними. Система федеральных органов исполнительной власти, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в указанном Постановлении, должна утверждаться федеральным законом, но в условиях отсутствия закона может определяться и Указом Президента.

Система органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, действующим законодательством (Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФКЗ). Система федеральных органов исполнительной власти как составная часть общей системы исполнительной власти определяется Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314, а система органов исполнительной власти субъектов – законами субъектов РФ.

Указ Президента от 9 марта 2004 года осуществил реформу системы федеральных органов исполнительной власти, установив систему, построенную на следующих принципах.

Система федеральных органов исполнительной власти состоит из трех уровней: на высшем уровне находятся Правительство РФ как высший орган исполнительной власти и Президент, которому непосредственно подчиняется ряд федеральных органов так называемого «силового блока» — органов, чья деятельность связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Президенту и Правительству непосредственно подчиняются министерства, которые координируют деятельность находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств. Некоторые службы и агентства подчиняются Президенту и Правительству непосредственно, минуя министерства.

Между федеральными органами исполнительной власти распределены функции: на министерства возлагаются функции нормативного регулирования и общего руководства в соответствующей области, на службы – функции по контролю и надзору и специальные функции в сфере обеспечения безопасности, а на агентства – функции по организации оказания государственных услуг и по управлению государственным имуществом. Подробнее об административно-правовом статусе отдельных федеральных органов исполнительной власти см. § 5.

Серьезным теоретическим и практическим вопросом остается статус органов, наделенных исполнительно-распорядительными властными полномочиями, характерными для органов исполнительной власти, но не входящих в систему органов исполнительной власти. Эти органы действуют на основании соответствующих специальных законов – Центральный банк, Пенсионный фонд, избирательные комиссии различного уровня. К ним применяются отдельные правила, изданные для органов исполнительной власти. Например, в отношении регистрации и опубликования их нормативных правовых актов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного, фонда обязательного медицинского страхования) установлены правила, общие для всех органов исполнительной власти.

Однако в теории административного права невключение указанных органов в систему органов исполнительной власти приводит к отрицанию того, что такие органы вообще можно считать органами исполнительной власти. Их именуют государственными органами (в отличие от входящих в систему органов государственной власти), либо «органами государственного управления» и «административными органами».

2.3. Федеральные министерства

Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство образуется на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства

Российская Федерация, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно правовые акты).

Читайте так же:  Сокращение по внешнему совместительству

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ или Правительством РФ.

В министерстве образуется совещательный орган — коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав коллегии утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, главные управления, управления, отделы и иные подразделения. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положение о которых утверждает Президент (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизнедеятельности. В настоящее время Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы следующие федеральные министерства, которые подразделены на две группы:

— министерства, руководство деятельностью осуществляет Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции РФ);

— министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ (Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство промышленности и энергетики РФ; Министерство регионального развития РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство транспорта РФ; Министерство информационных технологий и связи РФ; Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития и торговли). 1 1

К ВОПРОСУ О МИНИСТЕРСТВЕ КАК ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 17.12.1997 N 2-ФКЗ
«О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
УКАЗ Президента РФ от 14.08.1996 N 1176
«О СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.10.2000 N 783
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
НАЛОГАМ И СБОРАМ»
Адвокат, N 12, 2003

Являются ли органы исполнительной власти юридическими лицами?

И как регулируется этот вопрос в ГК РФ? Спасибо за помощь!

основное назначение исполнительной власти (одна из ветвей государственной власти) — организация исполнения законов Российской Федерации.

Алена Сергеевна! Доброе утро! Органы исполнительной власти — это наделенные соответствующими государственными полномочиями структуры. ГК РФ только частично регулирует отношения государственной исполнительной власти. Основными документами являются Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы субъектов РФ. Исходя из общего смысла деятельности исполнительных органов власти, они должны иметь статус юридических лиц. Но в отдельных случаях законодательство допускает отступления. Например, правительство Пермского края не имеет статус юридического лица, но при правительстве создана администрация, которая обладает статусом юридического лица и действует от имени правительства.

Являются ли государственные учреждения юридическими лицами?

ГК РФ. Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения

Хороший ответ. Спасибо!

да государственные учреждения юридическими лицами являются. проблем нет

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Да являются. На 2017 все госконторы получили и оформили статую юридических лиц.

Счастья Вам, добра и благополучия, с уважением коллектив ООО «ОРИОН».

Спасибо за помощь!

По каким признакам я могу отличить государственное учреждение от какого нибудь ооо «рога и копыта»? Ведь и те и другие являются юридическими лицами.

Госуда́рственное учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично

ООО создаётся для коммерческих целей, извлечениях прибыли

Спасибо, буду знать.

Доброго времени суток!

Во-первых, об этом говорит организационно-правовая форма юридического лица — ООО — это коммерческая организация, ГУП или МУП, или аббревиатура в этом роде — государственные (муниципальные структуры).

Во-вторых, на сайте налоговой службы можно скачать выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и посмотреть полное наименование юр. лица и его учредителей.

Удачи Вам и всех благ!

То что нужно. Спасибо!

У любой государственной организации в организационно правовой форме должны быть ссылки на указание организации и принадлежности данной структуры государству, например МУ МУП, ГБЮЗ, казначейство и.т.д., Также государственными считаются предприятия с уставной долей более 50 % и одного голоса, но это сведения есть только в уставе.

Наконец-то все понятно, благодарю!

по названию вы можете отличить гос орган от коммерческих организаций.

В названии гос учреждений всегда присуствуют ГУ или ФГУ.

На пример ГУ МВД РФ.

Однако, стоит обратить ваше внимание на некоторох мошенников, которые называют свои организации как ООО » Главное управление по зашите пенсонеров»

или ООО » главные расчетный центр по ЖКХ»

Поэтому будьте внимательны когда чего либо платите и находитесь в сомнениях. Если по названию вам сложно определить, то смотрете на циферки в платежках

у гос органов получатель платежа всегда УФК (Управление федерального казначества)

так же всегда необъходимо заполнение поля «КБК » (код бюджетной квалификации.)

Видео (кликните для воспроизведения).

а при платежах в пользу коммерческих или некоммерческих оргазаций (например НП Центр взыскания» ) этого не будет.

Министерство является юридическим лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here