На чем базируется управление персоналом в таможенных органах

Управление персоналом в таможенных органах

Вопросы к зачету

1. Научные школы управления персоналом.

2. Основная концепция управления персоналом.

3. Функционально-целевая модель системы управления.

4. Принципы и методы системы управления персоналом.

5. Основные цели управления персоналом.

6. Организационная структура кадровой службы.

7. Государственная кадровая политика и ее направления.

8. Кадровое планирование в системе работы с персоналом в таможенных органах.

9. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом.

10. Методы определения количественных потребностей в персонале.

11. Отбор и прием персонала. Замещение вакантной должности.

12. Должностная инструкция и регламент: назначение и структура.

13. Источники и пути привлечения персонала.

14. Аттестация: задачи, пути реализации.

15. Основные принципы рационального использования персонала.

16. Сущность теории мотивации трудовой деятельности.

17. Управление социальным развитием организации.

18. Конфликт: причины, виды, способы разрешения.

19. Безопасность условий и дисциплина труда.

20. Кадровый резерв: понятие, формирование и использование.

21. Эффективность деятельности подразделений управления персоналом.

22. Оплата труда: понятие, система, классификация.

23. Концепция государственной службы в Российской Федерации.

24. Группа как объект управления. Особенности взаимоотношений.

25. Организация воспитательно-профилактической работы.

26. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом.

27. Оценка затрат на персонал структуры.

28. Анализ и описание работы и рабочего места.

29. Нормативно-правовое обеспечение функционирования отдела кадров в таможенных органах.

30. Кадровое планирование.

31. Разработка и принятие кадровых решений.

32. Оперативный план работы с персоналом.

33. Адаптация персонала.

34. Система профессионального развития.

35. Цели управления социальным развитием.

36. Социальные службы в условиях реформирования таможенных органов.

37. Методика оценки должностных лиц таможенных органов.

38. Классификация и характеристика современных методов оценки персонала.

39. Диагностика эффективности кадровых решений.

Задание для контрольной работы

Вариант 1

1. Сущность философии управления персоналом. Сравнительная характеристика философии управления персоналом в США, России и Японии.

2.Основные направления деятельности в области управления персоналом в таможенных органах.

Вариант 2

1.Основные методы управления персоналом в таможенных органах.

2.Информационное и документационное сопровождение системы управления персоналом.

Вариант 3

1.Концепция кадровой политики таможенных органов Российской Федерации: основные задачи и направления.

2.Система управления персоналом: определение, основные цели на примере таможенных органов.

Вариант 4

1.Организационная структура системы управления персоналом в таможенных органах.

2.Задачи функциональных подразделений службы управления персоналом на примере таможенного органа.

Вариант 5

1.Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом в таможенных органах.

2. Основные задачи и функции отдела кадров в таможенных органах.

Вариант 6

1. Сущность кадрового планирования в таможенных органах и его виды.

2. Оперативный план работы с персоналом в таможенных органах: его назначение и структура.

Вариант 7

1. Профессиональный отбор персонала в таможенных органах: основные этапы. Источники найма.

2. Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в таможенных органах.

Вариант 8

1. Роль психолога в управлении персоналом в таможенном органе.

2. Основные технологии управления развитием персонала в таможенных органах.

Вариант 9

1. Концепции профессионального обучения. Основные виды и формы обучения на примере таможенного органа.

2. Порядок проведения аттестации в таможенных органах, ее цели и виды.

Вариант 10

1. Особенности управления карьерой специалистов в таможенных органах. Виды карьеры.

2. Структура личного жизненного плана карьеры на примере сотрудников таможенных органов.

Литература

3.1. Основная литература:

1. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. Кибанова А.Я. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Управление персоналом: Практикум / Под ред. Кибанова А.Я. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.

3.Управление персоналом: Учебник / Турчинов А.И.. – М: Издательство РАГС, 2008.

3.2. Дополнительная литература:

1. Тимофеев В.Т. Персонал: Краткий словарь понятий и определений. – М.: РИО РТА, 2004.

2. Колобкова В.А. Совершенствование управления персоналом в условиях реформирования таможенной службы: Монография. – М: РИО РТА, 2005.

3. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Технологии: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2.2.Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Справочная поисковая система КонсультантПлюс

2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. www. customs.ru

3.Сайт Всемирной таможенной организации www.wcoomd.org.

4. Международный таможенный электронный журнал www.worldcustomsjournal.org.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9918 —

| 7737 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные методы управления персоналом в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Начнем с того что таможенная служба является особым видом государственной службы, что в свою очередь подразумевает прямое участие государственного управления. Государственное управление – это практическое организующее и регулирующее воздействие государства (через систему структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования опирающееся на его властную силу. Как раз одним из его объектов выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Функции государства сводятся к разработке правовых норм и контролю за их выполнением. Определяемые государством нормы права и представляют содержание таможенной политики.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности управления в таможенных органах
1.1.Базовая модель системы управления в таможенных органах Конкретизация элементов и связей в модели управления
Глава 2.. Методы и подходы управления персоналом
2.1. Детерминированный подход управления
2.2. Программно-целевой подход управления
2.3. Целостно-эволюционный метод управления
2.4.Методы косвенного воздействи
Заключение
Список литературы

Читайте так же:  Слияние и присоединение юридических лиц
Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по УП Доржиева Дарима.doc

Переходы от детерминированного к программно-целевому, от программно-целевого к целостно-эволюционному методу предполагают не подчеркивание предыдущего, а его качественное развитие. Внутренняя логика этого развития обусловлена эволюцией внешних и внутренних условий жизнедеятельности организации, механизмом обратных связей и возможностью изменения критериев: план→цель→видение.

Целостно-эволюционный метод применительно к таможенным организациям можно рассматривать как модель обобщенной концепции управления. Метод является интегративным и, несомненно, станет определяющим в теории и практике управления организациями в ближайшей перспективе.

В зависимости от форм воздействия таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся:

К методам косвенного воздействия относятся:

Основное место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащие основой её управления и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование это жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений к которым относятся:

— положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом;

— положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия;

— типовые структуры подразделений;

— должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают её границыпо верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе.

Инструктирование – всегда имеет форму методической и информационной помощи направленной на успешное выполнение работ. Второй группой организационно- распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия.

Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят:

Решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции

Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

В ФТС правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя ФТС в пределах полномочий, предоставленных им руководителем.

Третьей группой организационно- распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть данных методов состоит в установлении ответственности. Они предназначены для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Все три группы организационно- распорядительных методов используются в таможенных органах, как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.

2.4. Методы косвенного воздействия

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенных органах, поэтому имеется тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Для примера, эффективность служебной деятельности таможенных органов в известной мере зависит, например, от текучести кадров, которая зачастую вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от дисциплинированности, добросовестности, психологического климата в коллективе и других факторов. Данные методы представляют собой конкретные способы и приёмы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, происходящие внутри него. Целью социально-психологических методов является обеспечение социальных потребностей должностных лиц, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Они основаны на использовании социального механизма действующего в коллективе, в состав которого входят:

— роль и статус личности;

— система взаимоотношений в коллективе;

— социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Они включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения. К экономическим методам относятся:

— методы экономического стимулирования.

К экономико-математическим методам:

Неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы.

Основные задачи по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время

Основными задачами по совершенствованию управления персоналом таможенных органов в настоящее время являются:

Создание гибкой, научно-обоснованной системы организационно штатной работы на основе экономного структурного построения, способного обеспечить эффективность деятельности таможенной системы и максимальное использование ее кадрового потенциала при ограниченных ресурсах. Определение оптимальной потребности таможенных органов, комплектование их профессиональными кадрами необходимой специальности и квалификации.

Внедрение современных методик подбора и определения профессиональной пригодности кандидатов на службу в таможенные органы; плановое перемещение кадров по службе на основе современных подходов к работе с резервом.

Создание системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, переход к интенсивным методам и формам обучения и повышения квалификации сотрудников, госслужащих, позволяющим получить положительные результаты как в профессиональной сфере, так и в сфере личностного развития каждого таможенника.

Создание необходимых условий и эффективности системы работы с резервом на выдвижение, позволяющим выдвигать на руководящие должности наиболее достойных, профессионально подготовленных сотрудников.

Разработка и реализация комплекса правовых, оперативных и воспитательно — профилактических мер по обеспечению законности в деятельности таможенных органов и их персонала, воспитанию дисциплины и высокой ответственности кадров.

Повышение мотивации к эффективной служебной деятельности, включая совершенствование системы правового регулирования и правовых гарантий в таможенной службе, обеспечивающих возможности профессионального и должностного роста, осуществления мер по социальной защите сотрудников (госслужащих, работников) таможенных органов.

Читайте так же:  Как узнать сделали загранпаспорт или нет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т.е. целью стратегического управления, является обеспечение реализации экономической политики РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с выполнением заданий таможенному органу как фискальному органу по формированию доходов федерального бюджета; с повышением роли таможенной службы как правоохранительного органа; с работой по упрочению интеграции таможенной службы России с таможенными службами других государств; дальнейшим удовлетворением социальных запросов сотрудников таможенной службы.

Таможенные органы используют в системе управления программно-целевой подход, при котором исходным пунктом принятия управленческих решений и осуществления управляющих воздействий со стороны субъекта управления должно быть осознание и установление целей, на достижение которых ориентируется управление. Поэтому можно сказать, что программно-целевое управление – это управление, которое исходит из целевых установок, с одной стороны, и характеризуется программностью с другой.

Основная часть программно-целевого подхода в управлении заключается, прежде всего, в том, что для достижения определенной цели разрабатывается специальная программа, определяются (аккумулируются) необходимые ресурсы, определяется (создается) специальная организационная структура управления программой (программно-целевые органы).

Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение операций в пространстве и времени. На современном этапе совершенствования управления роль организации управления неизмеримо возросла.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебное издание. − К.: Триада Лтд, 2003.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебное издание 2-е допол­ненное и переработанное. − М.: Банки и биржи, издательское объединение ЮНИТИ, 2005.

3. Саруханов Э., Сотникова С. Как готовить кадры для пред­приятий // Проблемы теории и практики управления. − 2004. − № 4.

4. Саруханов Э., Сотникова С. Маркетинг персонала на пред­приятии // Проблем ы теории и практики управления. − 2006. − № 1.

5. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организа­ции: Учебно-практическое пособие. − М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Тема 3. Кадровая служба таможенных органов

Ключевым элементом системы управления персоналом таможенного органа является его кадровая служба, основные направления деятельности которой определены Федеральными законами «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это:

— обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах;

— осуществление подбора и расстановки кадров;

— организация подготовки проектов актов таможенного органа, связанных с поступлением сотрудников на службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность и освобождением от нее, увольнением со службы и выходом на пенсию за выслугу лет и оформление соответствующих решений таможенного органа;

— ведение трудовых книжек и личных дел сотрудников;

— оформление и выдача служебных удостоверений служащих;

— обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

— организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение сотрудников в кадровый резерв;

— организация и обеспечение проведения аттестации и квалификационных экзаменов;

— организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки сотрудников;

— формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

— обеспечение должностного роста сотрудников;

— организация проведения воспитательных и профилактических мероприятий, а также деятельности службы психологов таможенных органов;

— организация и осуществление инспектирования таможенных органов, непосредственный контроль за прохождением службы в таможенных органах;

— организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

— организация проведения служебных проверок;

— организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения сотрудниками ограничений, установленных федеральными законами;

— консультирование сотрудников по правовым и иным вопросам, обеспечение их правовой защиты, взаимодействие по этим вопросам с профессиональными союзами сотрудников таможенных органов.

Приказ ФТС России от 26 сентября 2012 года «Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации» устанавливает, что к кадровой службе РТУ (подразделениям кадрового обеспечения таможни) относятся:

— подразделение государственной службы и кадров;

— подразделение инспектирования и профилактики правонарушений;

— подразделение подготовки кадров.

Функцииназванных подразделений устанавливаются Типовыми положениями о подразделениях кадровой службы РТУ и кадровых подразделений таможни, утвержденными приказом ФТС России от 8 апреля 2011 года.Кадровые службы РТУ и таможни:

— оказывают консультативную, методическую и правовую помощь структурным подразделениям таможенных органов, аттестационным, конкурсным комиссиям таможенных органов в применении нормативных и иных правовых актов, регламентирующих работу с кадрами;

— подготавливают материалы, связанные с награждением сотрудников таможенных органов государственными и ведомственными наградами, присвоением им классных чинов, специальных званий;

— осуществляют исчисление выслуги лет и стажа государственной службы сотрудников, подготавливают соответствующие материалы для рассмотрения Центральной комиссией ФТС России по установлению выслуги лет федеральным государственным служащим таможенных органов;

— подготавливают материалы, связанные с продлением срока пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов;

— рассматривают письма, жалобы, заявления организаций и граждан, связанные с кадровыми вопросами;

— подготавливают график отпусков сотрудников, а также документы, связанные с предоставлением отпусков, ведут учет предоставления отпусков;

Читайте так же:  Как узнать принято ли исковое заявление

— подготавливают документы, связанные с медицинским страхованием, назначением пенсий, оформлением допуска к работе с секретными документами;

— организуют участие в судебных слушаниях по трудовым спорам по делам с участием таможенного органа;

— осуществляют ведение базы данных автоматизированной информационной системы «Кадры-2»;

— подготавливают документы в соответствии со сборником форм статистической отчетности, утвержденным приказом ФТС России и др.

Наиболее масштабные задачи в сфере управления персоналом стоят перед Управлением государственной службы и кадров ФТС России, действующем на основании приказа ФТС России от 21 апреля 2008 года «Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров». Помимо организации кадровой работы в центральном аппарате ФТС России и выполнения вышеназванных функций, Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

— обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах, участие в разработке предложений по ее совершенствованию;

— разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по работе с кадрами, обеспечение правовой и социальной защиты должностных лиц;

— организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, контроль за деятельностью ведомственного образовательного учреждения (Российской таможенной академии) в вопросах подготовки кадров по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

— контроль и инспектирование кадровых служб таможенных органов по вопросам подбора, расстановки, обучения кадров, прохождения службы должностными лицами таможенных органов;

— предупредительно-профилактическая работа с должностными лицами таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, оценка ее эффективности в поддержании правопорядка и служебной дисциплины; инспектирование таможенных органов с целью контроля за организацией и проведением служебных проверок;

— организация психологического обеспечения деятельности таможенных органов, спортивно-массовой работы, культурного и патриотического воспитания должностных лиц таможенных органов, развитие взаимодействия с Советом ветеранов таможенной службы.

Полный текст Положения об Управлении государственной службы и кадров ФТС России приведен в Приложении 4.

Важнейшей характеристикой кадровой службы и всей системы управления персоналом таможенного органа является ее кадровое обеспечение – необходимый качественный и количественный состав работников.

Требования к уровню квалификации сотрудников кадровых служб таможенных органов сформулированы в Приказе ФТС РФ от 7 сентября 2005 года «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по штатным должностям федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в управлении кадров ФТС России и кадровых подразделениях таможенных органов».

В соответствии с этим приказом главный государственный инспектор отдела кадров РТУ, например, должен:

— знать Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и федеральные законы применительно к исполнению своих должностных обязанностей, правовые акты Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы кадровой политики в таможенных органах РФ, основы организации труда, правила служебного распорядка, порядок работы со служебной информацией;

— владеть навыками работы с людьми, делового письма;

— уметь вести деловые переговоры, организовывать работу по взаимосвязи с другими государственными органами и организациями, владеть компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением.

Главный государственный таможенный инспектор отдела подготовки кадров РТУ должен:

— знать Конституцию РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты по вопросам высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, основы организации труда и управления персоналом, основы педагогики и методики обучения взрослых (андрогогики), правила делового этикета, служебного распорядка и служебной дисциплины, порядок работы со служебной информацией;

— владеть организаторскими и педагогическими способностями, навыками делового письма; уметь эффективно и последовательно организовывать работу по подготовке кадров управления и таможенных органов региона, взаимодействовать по вопросам обучения должностных лиц таможенных органов региона с Российской таможенной академией и ее филиалами, другими подразделениями регионального таможенного управления, подведомственными таможенными органами, иными государственными и муниципальными органами региона, учебными заведениями и научными организациями, гражданами;

— уметь организовывать работу на плановой основе, владеть компьютерной и другой оргтехникой, а также необходимым программным обеспечением для реализации дистанционного обучения на основе телекоммуникационной технологии.

В целом можно сказать, что от работников службы управления персоналом требуется:

— хорошее знание трудового законодательства, методических, нормативных и других материалов, касающихся работы с персоналом, учета личного состава; основ педагогики, социологии и психологии труда; передового отечественного и зарубежного опыта в области управления персоналом;

— владение современными методами оценки персонала, профориентационной работы, долгосрочного и оперативного планирования работы с персоналом, регламентации функций структурных подразделений и работников; социальными технологиями управления;

— ясное представление о структуре таможенного органа и основных функциях структурных подразделений, перспективах развития таможенной службы; об основах научной организации труда, производства и управления.

Количественный состав и структура кадровых подразделений определяются штатным расписанием таможенного органа.

При расчете необходимой численности штатных работников кадровой службы принято учитывать следующие факторы:

— общую численность работников организации;

— конкретные условия и особенности ее работы;

— сложность и комплексность решаемых задач по управлению персоналом;

— техническое обеспечение управленческого труда и др.

Нормативы штатной численности подразделений кадровой службы таможенных органов установлены Приказом ФТС РФ от 18 октября 2005 года «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России».

Расчет штатной численности сотрудников таможенных органов осуществляется по методике, утвержденной приказом ФТС РФ от 29 декабря 2007 года «Об утверждении методики расчета штатной численности таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений» (Приложение5).

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящий момент в таможенных органах кадровой работой занято около 3% личного состава.

Методы и средства управления персоналом в таможенных органах

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм. воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.

Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Принципы управления персоналом в таможенных органах.

Служба в органах, учреждениях и организациях, непосредственно осуществляющих таможенное дело или способствующих решению таможенных задач, — это государственная таможенная служба.

Государственная служба в таможенных органах и учреждениях построена в соответствии с демократическими принципами, закрепленными в Конституции. В частности, в ч. 4 ст. 32 провозглашен принцип: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе», а в п. 3 ст. 71 предусмотрено, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. Более развернуто принципы государственной службы сформулированы в других правовых актах. В научной и учебной юридической литературе вопросу о принципах государственной службы уделено немалое внимание. К числу основных принципов государственной службы относятся демократизм, профессионализм, социально-правовая защита служащих. Названное можно считать и основными принципами государственной таможенной службы, добавив к этому перечню также принцип ответственности и подотчетности служащих.

Принцип демократизма, являющийся конституционным принципом, проявляется, в частности, в сменяемости таможенных служащих. Сменяемость кадров в таможенных органах и учреждениях обеспечивается в процессе их естественного обновления, в частности, связанного с уходом работников по достижении соответствующего возраста на пенсию, а также по состоянию здоровья, с назначением на другую должность, в случаях перехода в другие ведомства, а также в случаях освобождения от должности и понижения в ней. Правовые процедуры и гарантии сменяемости работников таможенных органов и учреждений предусмотрены частично в ТК и других правовых актах, в том числе в нормативных актах по вопросам приема и прекращения службы в таможенных органах, издаваемых ФТС России.

Ответственность и подотчетность лиц, находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях, является важным принципом таможенной службы. Реализация его имеет свои особенности, обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц, характеризующегося, в частности, четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали — органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и местной администрации.

Что касается ответственности рассматриваемой категории служащих, то к ним прямо относятся общедемократические требования и установки. Законодательством, в том числе ТК, установлены различные виды ответственности (дисциплинарная, административная, уголовная, материальная) должностных лиц таможенных органов.

Принцип профессионализма, компетентности является ведущим началом при организации и функционировании государственной таможенной службы. Это не только общедемократическое условие формирования и деятельности корпуса таможенных служащих, но и четко юридически зафиксированное требование, без выполнения которого невозможно получение права на ведение операций и действий в таможенной сфере.

Остановимся вначале на самом понимании и содержании принципа профессионализма применительно к таможенной службе и к таможенным служащим. Учитывая сложный, многоаспектный характер таможенного дела, важно подчеркнуть обязательность как общей, так и специальной подготовки служащих, необходимой для осуществления таможенного дела. В первую очередь это касается сотрудников собственно таможенных органов, а также учреждений, наиболее близко к ним примыкающих (например, таможенных лабораторий, региональных и иных служб и структур ГНИВЦ), без помощи которых деятельность таможенных органов не может быть эффективной.

Служащие таможенных органов должны обладать знаниями и практическими навыками в области внешнеэкономической деятельности, знать детали и тонкости технологии таможенного дела. Они должны также ориентироваться в соответствующем правовом материале. Речь идет в первую очередь об административно-правовых и административно-процессуальных аспектах регулирования и осуществления таможенного дела; об уголовно-правовых и уголовно-процессуальных нормах (контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела, дознание и оперативно-розыскная деятельность), а также о некоторых положениях других правовых отраслей — финансового, трудового, налогового, банковского права; валютного законодательства; международно-правовых договоров, соглашений и норм в области сотрудничества государств в сфере таможенного дела.

Словом, требования, предъявляемые к таможенным служащим, достаточно высоки, что объясняется необходимостью обеспечить подлинные профессионализм и компетентность данной категории государственных служащих.

Некоторые аспекты принципа профессионализма закреплены в ТК. Так, среди требований, предъявляемых к должностным лицам таможенных органов, предусмотрена способность этих лиц по своим деловым и моральным качествам, уровню образования выполнять возложенные на таможенные органы задачи.

Требования профессионализма и компетентности служащих зафиксированы в большинстве разделов и глав ТК, в частности в статьях, посвященных вопросам производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, ведению ТН ВЭД и др.

Принцип социальной защищенности таможенных служащих в той или иной мере отражен и закреплен во многих главах и статьях ТК, в других правовых актах, в частности в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также:
  1. A) переключает режим управления курсором/печати цифр
  2. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE — пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE — средств.
  3. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  4. Cоциальная группа как объект управления
  5. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  6. D) органы местного самоуправления.
  7. D) «цель оправдывает средства».
  8. I. Невербальные методы оценки.
  9. II. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных условно-патогенными грибами (например, при кандидамикозе)
  10. II.Четыре главных средства продвижения
Читайте так же:  Как сделать чтобы не крутил счетчик воды
На чем базируется управление персоналом в таможенных органах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here