Оказание юридической помощи осужденному

ФОНД ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ.ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ.ПОИСК ОСУЖДЕННЫХ. РУСЬ СИДЯЩАЯ.

г.Москва, ул. Николоямская, д.16/2 оф.7

Позвоните нам

Напишите нам

Фонд помощи осужденным и их родственникам
«РУСЬ СИДЯЩАЯ»

Русь Сидящая» — фонд помощи осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, а также их семьям.

Мы оказываем следующую помощь:

1. Юридическая помощь — (сбор документов, написание исковых заявлений, присутствие адвоката на процессе УДО, «Актировке» — условно-досрочное освобождение по болезни, ведения дела на предварительном этапе следствия;

2. Восстановление документов (паспорт, ИНН, СНИЛС, свидетельства о рождении ,трудовая книжка, дипломы об образовании, домовые книги, водительское удостоверение, свидетельства о смерти родителей, детей и прочие личные документы) – эти документы всегда утрачены следствием (если были изъяты) или родственниками;

3. Восстановление в регистрации по месту жительства (почти все родственники снимают с регистрационного учета осужденных, мотивируя оплатой ЖКХ (осужденный освобождается от оплаты ЖКХ), необходимо взять справку, что осужденный находится в местах лишения свободы);

4. Восстановления права на жилье (почти все родственники продают жилье, или приватизируют без осужденного, также не включают осужденного в договор найма муниципального жилья);

5. Оформление пенсий в местах лишения свободы и после освобождения (соцзащита в местах лишения свободы назначает минимальную пенсию и не делает запросы о трудовом стаже до осуждения и о детях, тем самым осужденный становится малоимущим пенсионером). После освобождения не имея документов, денег, регистрации не могут оформить пенсию — эта часть «Бывших» находится на грани и от безысходности возвращается обратно.

6. Восстановление в родительских правах (многих лишили прав после осуждения, хотя по приговору Суда, осужденные не лишены родительских прав);

7. Уменьшение срока наказания в связи с изменением УК РФ и прочих изъян в приговорах и определениях суда и надзорных инстанций;

8. Материально-финансовая – (гуманитарная помощь осужденным в местах лишения свободы, семьям осужденных (детям, родителям)). Многие дети и родители в интернатах или оставшиеся без кормилицы не могут оплатить даже ЖКХ, поэтому соглашаются на уговоры о продаже жилья, но не спасают свое положение. А напротив…

9. Социально – адаптационная – (предоставление временного жилья, трудоустройство, питание, медицина). Многие освобождаются с такими заболеваниями, как ВИЧ, туберкулез (необходима постановка на учет и госпитализация). Помощь осужденным, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства;

10. Правозащитная — (нарушение прав осужденных в местах лишения свободы и после освобождения). Явное нарушение закона РФ (неоплата больничных листов (увольняют задним числом и прочие), нарушение ТК РФ, УПК РФ, Конституции РФ);

Учредительные документы

Руководитель: Кривицкая Инга

Реабилитационный центр: 141143, Московская область, Щелковский район, д. Долгое Ледово, ул. Академическая, д. 6 кв. 59

Юридическая помощь осужденным: роль адвокатуры

Коптяева О.А., старший юрисконсульт НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Среди органов, занимающихся оказанием юридической помощи осужденным, ведущее место должно принадлежать адвокатуре, так как, будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты своих прав и только опытный защитник, каковым является адвокат, способен выполнить главную задачу адвокатуры — отстоять закон, если он нарушен.

Данное положение нашло закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ч. 8 ст. 12), в соответствии с которым осужденные имеют право получать юридическую помощь прежде всего от адвокатов.

Адвокат (от лат. advocatus — призванный; англ. lawyer, barrister, advocate) является независимым советником по правовым вопросам, который призван помогать разбираться в сущности, особенностях и практике применения норм различных отраслей российского законодательства, давать рекомендации по правильному исполнению правовых требований, предостерегать от нарушений закона, содействовать защите законных интересов и восстановлению нарушенных прав . В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (ч. 1 ст. 2).

См.: Гуляев А.П., Ривкин К.Е., Сарайкина О.В., Юдушкин С.М. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» с приложениями. Научно-практическое издание. М., 2004. С. 15.

Условно можно выделить следующие виды юридической помощи, оказываемой осужденным адвокатами.

  1. Юридическое консультирование — это предоставление осужденным консультаций и справок по юридическим вопросам в устной (посредством свиданий, телефонных разговоров) и письменной форме (в частности, путем переписки).
  2. Составление документов правового характера. Этот вид помощи выражается в составлении исковых заявлений, заявлений, жалоб, ходатайств, претензий и т.п.
  3. Представительство интересов осужденного, вытекающих из различных правоотношений. Основными видами представительства интересов осужденных являются представительство гражданское (или материально-правовое) и судебное (процессуальное).

Проведенный нами опрос осужденных показал, что более трети (130 из 309) респондентам юридическая помощь оказывалась в форме устной консультации по различным вопросам.

Однако большинство осужденных лишено реальной возможности пользоваться услугами адвокатов. Только каждый пятый (19%) опрошенный осужденный пользуется правом на свидания с адвокатом, причем такие свидания носят эпизодический характер.

Данное обстоятельство вызвано прежде всего общей для всех российских граждан проблемой доступности юридической помощи, оказываемой адвокатами, из-за отсутствия денежных средств на оплату услуг и малочисленности адвокатов, особенно в удаленных и малонаселенных районах.

У осужденных, в отличие от лиц, находящихся на свободе, определенные сложности в получении юридической помощи от адвокатов вытекают помимо прочего из организационно-правовых моментов ее оказания, связанных, как правило, с порядком предоставления свиданий с адвокатами, особенностями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Кроме того, 60% опрошенных даже не знакомы с процедурой предоставления юридической помощи в исправительном учреждении.

Законодатель регламентирует предоставление свиданий осужденных с адвокатами в одной статье Уголовно-исполнительного кодекса РФ наряду со свиданиями осужденных с родственниками и иными лицами (ст. 89 УИК РФ). Между тем свидания осужденных с родственниками, как и с иными лицами, и свидания осужденных с адвокатами отличаются по своему правовому содержанию. В связи с этим было бы логичным дополнить названный Кодекс самостоятельной статьей 89.1 «Встречи осужденных с адвокатами для получения юридической помощи».

Читайте так же:  Что означает фактический адрес проживания

Свидания с адвокатами предоставляются по заявлению осужденных (п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений), а несовершеннолетним осужденным — также по письменному заявлению его родственников либо представителей попечительского совета, родительского комитета (п. 220 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний). Каких-либо дополнительных, носящих ограничительный характер, условий предоставления осужденному свиданий с адвокатом закон не предусматривает, следовательно, для получения права на свидание с адвокатом достаточно простого волеизлияния осужденного. Данный вывод основан на позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2004 г. N 77-О .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2004 г. N 77-О «По ходатайству министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений частей 1 и 2 статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 17. Ст. 1681.

Поручения на оказание юридической помощи адвокаты получают либо от клиентов (самих осужденных или заинтересованных в оказании им юридической помощи других лиц), либо через заведующего консультацией, адвокатским бюро, коллегией (в тех случаях, когда руководитель исправительного учреждения обращается в консультацию с просьбой оказать юридическую помощь осужденному). Поручение на заключение соглашения может быть как устным, так и письменным. Если поручение устное, то оно требует последующего подтверждения лицом, которому оказывается юридическая помощь.

Соглашение об оказании юридической помощи является непосредственным основанием возникновения отношений между адвокатом и осужденным. Никто не вправе требовать от адвоката и осужденного предъявления соглашения об оказании юридической помощи для ознакомления (с учетом конфиденциального характера содержащихся в нем сведений, в частности об условиях вознаграждения).

Однако по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, поскольку ордер является основным документом, подтверждающим полномочия адвоката на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность. Предъявление каких-либо иных документов для адвокатов, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, ни УИК РФ, ни Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений не предусмотрено.

Наличие выданного в установленном порядке ордера дает адвокату право действовать по конкретному делу без ограничения его полномочий на всей территории РФ.

Свидания между адвокатами и осужденными в связи с оказанием последним юридической помощи носят краткосрочный характер и не могут превышать четырех часов (ч. 1 ст. 89 УИК РФ, п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Судебная практика также не стоит в стороне от решения организационных вопросов оказания юридической помощи осужденным. Важным в данном отношении является решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N ГКПИ06-54 , рассмотревшего дело по заявлению Х. о признании частично не действующим п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, в части предоставления свиданий с адвокатами в нерабочее для осужденных время. Данная норма ущемляла право осужденных на юридическую помощь. Как показал опрос руководителей исправительных учреждений, большинство из них также разделяют эту точку зрения. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт о предоставлении свиданий противоречит федеральному закону, суд признал недействующим п. 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений в части слов «в нерабочее для осужденных время». Это позволит обеспечить реальную гарантию права осужденных на получение юридической помощи в условиях лишения свободы.

См.: решение Верховного Суда РФ от 2 марта 2006 г. N ГКПИ06-54 «Дело по заявлению Х. о признании частично недействующим пункта 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Важным принципом оказания юридической помощи осужденным является ее конфиденциальность, которая выражается в том, что «осужденным свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания» (ч. 4 ст. 89 УИК РФ).

При реализации указанного права важное значение имеют организационные гарантии — наличие специальных помещений для конфиденциальных консультаций осужденных с адвокатами. Однако лишь 40% опрошенных осужденных ответили, что встречи с адвокатами в исправительных учреждениях проходят в специально оборудованных для этих целях помещениях вне пределов слышимости третьих лиц. Это означает, что руководителям исправительных учреждений необходимо принять безотлагательные меры по оборудованию специальных помещений, где осужденные и адвокаты могли бы встречаться наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания, как это требует уголовно-исполнительный закон.

Еще одной проблемой является получение осужденными от адвокатов бесплатной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В среднем доходы осужденных в большинстве случаев ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ. Кроме того, наказание в виде лишения свободы отбывают и лица, которые являются истцами и ответчиками по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью. Таким осужденным в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатами должна оказываться бесплатная юридическая помощь. К сожалению, на практике это не выполняется.

Между тем представляется необходимым предусмотреть в законодательстве, прежде всего в данном Федеральном законе, чтобы безвозмездная юридическая помощь адвокатами оказывалась и несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Таким образом, можно констатировать, что, хотя услуги адвокатов являются основной формой оказания профессиональной (квалифицированной) юридической помощи осужденным, роль адвокатуры как института, призванного обеспечивать защиту их прав, в России является весьма незначительной. Поэтому в действующее законодательство должны быть внесены изменения и дополнения как правового, так и организационного характера в целях реального обеспечения полномочий адвоката, гарантий оказания бесплатной юридической помощи, увеличения численности адвокатов. Работа в этом направлении должна проводиться органами государственной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления. В противном случае конституционное положение о российском государстве как правовой демократической державе останется лишь пустой декларацией.

Обеспечение защиты прав и законных интересов осужденного

Право осужденного на юридическую помощь

Уголовное судопроизводство в узком значении — осуществляемая в установленном законом порядке деятельность государственных органов и должностных лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, исполнению приговора суда. В широком смысле уголовное судопроизводство — это механизм правосудия, играющий важную роль в современном Российском государстве. Его значимость обусловлена тем, что он затрагивает (посредственно или опосредованно) каждого человека, живущего в нашей стране.

Читайте так же:  Постановление 941 для начисления пенсии

Нельзя не заметить, что основной чертой уголовно-процессуальной деятельности в Российской Федерации является ее своеобразие и сложность. Между тем в России большая часть населения если и имеет представление о своих правах, свободах и законных интересах, то понимание того, как действует система правосудия, в том числе в сфере производства по уголовным делам, представляется весьма затруднительным. Указанное относится и к такой категории лиц, как осужденные. Поэтому вопрос об оказании юридической помощи сегодня актуален.

Как было отмечено выше, стадия исполнения приговора — завершающая стадия уголовного процесса, которая начинается со вступления приговора в законную силу и включает действия по обращению приговора к исполнению, в том числе разрешению возникающих при исполнении приговора вопросов.

На этой стадии осужденному нередко требуется квалифицированная юридическая помощь. Ее назначение состоит в обеспечении возможности осужденного отстаивать свои права, законные интересы в рамках уголовного процесса.

Юридическую помощь в российском уголовном судопроизводстве при исполнении приговора в определенных рамках могут оказывать судья, прокурор, должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказание, законный представитель осужденного. Однако она является профессиональным долгом именно адвокатов, специально подготовленных для оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе осужденным. Оказание такой помощи осуществляется на основе соглашения — гражданско-правового договора на оказание юридической помощи, заключаемого в простой письменной форме доверителем и адвокатом (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Следует обратить внимание на то, что в качестве доверителя может выступать не только сам осужденный или его законный представитель, но и иное лицо, в том числе не являющееся ему близким.

Право осужденного на помощь адвоката закреплено в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. (правило 39); в Своде принципов всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г. (принцип 18), Конституции РФ (ст. 48), УПК РФ (ст. 49-53, ч. 4 ст. 399), УИК РФ (ч. 8 ст. 12, ч. 2 2 ст. 78, ч. 1 ст. 175, ч. 1 ст. 177 идр.). Кроме того, Конституционный Суд РФ не раз в своих решениях отмечал, что осужденный имеет право на помощь адвоката, которое безусловно должно обеспечиваться [1] .

Анализ правовых норм уголовно-процессуального закона (ст. 49, 53 УПК РФ) и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст. 6) позволяет выделить следующие виды юридической помощи, на которые может рассчитывать осужденный.

1. Консультирование в устной и письменной форме — предоставление консультаций и справок по правовым вопросам. Устное консультирование осуществляется в ходе свиданий, телефонных разговоров, письменное — посредством переписки.

Право на свидание с осужденным закреплено в ч. 8 ст. 12 УИК РФ, исходя из которой осужденный может пользоваться услугами адвокатов для получения юридической помощи. Указанные свидания происходят без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом происходят наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Такое право закреплено в ч. 4 ст. 89 УИК РФ, оно подкрепляется правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в постановлении от 26 декабря 2003 г. № 20-П, решением Верховного Суда РФ от 26 июня 2007 г. № ГКПИ07-520.

Одновременно следует учитывать тот факт, что переписка осужденного к лишению свободы с адвокатом (защитником) цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц (ч. 3 ст. 91 УИК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

При осуждении лица к наказанию, не связанному с лишением свободы, или при применении к нему уголовно-правовой меры в виде условного осуждения указанные выше ограничения при переписке с адвокатом не устанавливаются (ст. 25, 26, 39, 40, 50 УИК РФ).

Адвокат должен добросовестно помогать осужденному в сборе необходимых сведений по просьбе или в интересах последнего. Для этого адвокат наделен широким объемом полномочий, закрепленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в

Российской Федерации» (ст. 6, 6 1 ). Так, адвокат на стадии исполнения приговора уполномочен:

  • — собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее 30 дней со дня получения запроса адвоката;
  • — опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  • — использовать иные не запрещенные законом средства и способы защиты (п. 11 ч. 1 ст. 53 УПК РФ).

Кроме того, адвокат наделен правом обжаловать постановление суда, вынесенное при разрешении вопроса, закрепленного ст. 397 УПК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 389 1 УПК РФ).

Немаловажным является тот факт, что указанные правомочия адвокат может осуществлять на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения. Достаточным для осуществления им своих полномочий является наличие статуса адвоката, подтверждаемого в том числе соответствующим удостоверением.

В заключение следует отметить, что правильно составленное адвокатом ходатайство, наличие всех необходимых сведений, приведенных адвокатом в интересах осужденного, и грамотное юридическое представительство в судебном заседании — гарантии соблюдения в полном объеме прав, законных интересов осужденного, а следовательно, качественной юридической помощи.

Но, как показывает правоприменительная практика исполнения приговора, право осужденного на качественную помощь адвоката нередко ущемляется. Главная причина этого — отсутствие формального определения полномочий адвоката, реализуемых на стадии исполнения приговора.

Читайте так же:  Как перевесить номера с машины на машину

Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным

(«Законность», 2006, N 12)

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ

О. Коптяева, старший юрисконсульт НИИ ФСИН России.

Находясь в условиях строгой изоляции, осужденные лишены полноценного общения с внешним миром. В связи с этим по сравнению с гражданами, находящимися на свободе, они существенно ограничены в возможности выбора по своему усмотрению субъектов для получения юридической помощи.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12).

Однако законом не предусмотрено, какие именно лица, кроме адвокатов, имеют право на оказание такой помощи осужденным к лишению свободы. Бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или приглашенных самим осужденным лиц противоречит требованию Конституции РФ (ч. 1 ст. 48) о праве не просто на юридическую помощь, а на квалифицированную (профессиональную) юридическую помощь. Допуск в качестве защитника (представителя) лица, не сведущего в данного рода деятельности, может оказаться вовсе не помощью для осужденного, а, напротив, навредить ему.

Исходя из того, что оказание юридической помощи гражданам, в том числе осужденным, является одной из функций правоохранительной деятельности государства, логично предположить, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ под иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, прежде всего имел в виду представителей правоохранительных органов, так как на всех них лежит обязанность не только по защите прав личности, но и по оказанию юридической помощи путем разъяснения прав и способов их обеспечения как в рамках различных видов судопроизводства, так и при организации и проведении приема посетителей. Из числа правоохранительных органов, оказывающих юридическую помощь осужденным, прежде всего должна быть выделена прокуратура.

Ярким проявлением правозащитного предназначения прокуратуры предстает осуществляемый ею надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и как его составная часть — надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.

Согласно ст. 32 Закона о прокуратуре в предмет ее надзора входит законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблюдение установленных законодательством их прав и обязанностей. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных.

Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Осужденные имеют право обращаться в органы прокуратуры лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Это их конституционное право как граждан России.

Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверяются с выездом на место.

При этом работники прокуратуры располагают как уголовно — и административно-процессуальными, так и гражданско-процессуальными возможностями, а также процедурой протеста и представления.

Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокурору не обязательно ждать поступления обращений осужденных или иных заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Согласно ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Важно отметить, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод осужденных таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства, и прокурор избирает более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. Он также разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.

При необходимости прокурор может провести проверку внезапно, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий. Законом, а также приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения в органах прокуратуры жалоб и заявлений осужденных по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих прокуратур.

Одним из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающим его специфику, является инициативность. Именно инициативность позволяет прокуратуре, например, выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, которые довольно редко попадают в орбиту судебного контроля по обращениям осужденных. В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря императивности судебных полномочий может добиться восстановления законности.

В отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, весьма немаловажным для прокурорского надзора является бесплатность, а значит, доступность для осужденных. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в случае нарушения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осужденный освобождается и от значительных материальных затрат. Не случайно осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. Когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он подсказывает осужденным, куда они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым разъясняя законодательство, оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок.

Читайте так же:  Можно ли вернуть путевку в турагентстве

Возможность комплексно подходить к вопросам устранения нарушений закона, прав и свобод осужденных, инициативность и безвозмездность надзора позволяют прокуратуре выступать надежным средством правозащиты.

Все эти и множество иных доводов свидетельствуют, что встречающиеся порой предложения об ограничении или тем более отстранении прокуратуры от правозащитной деятельности находятся в резком противоречии с интересами общества и государства. Реализация подобных предложений приведет к тому, что защита прав осужденных будет осуществляться лишь посредством судебного контроля. При этом, с одной стороны, осужденные будут вынуждены обращаться к адвокатам и платить им немалые деньги за юридические консультации, за составление документов, оплачивать государственной пошлиной исковое заявление, жалобу и т. д., а с другой — судам, которые и так перегружены, прибавится новая работа, которую ныне осуществляет прокуратура.

На современном этапе общественного развития ограничение полномочий прокурора в этой сфере деятельности преждевременно, так как без активной роли прокурора права осужденных надлежащим образом гарантированы и защищены быть не могут.

Оказание юридической помощи осужденному

Адвокаты и нотариусы готовы оказывать юридическую помощь лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Красноярского края

30 октября в Управлении Минюста России по Красноярскому краю состоялось рабочее совещание по вопросам оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи лицам, отбывающим наказание в учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также в сфере оказания квалифицированной юридической помощи жителям Туруханского района Красноярского края.

В рабочем совещании под председательством начальника Управления Минюста России по Красноярскому краю Людмилы Бычковой приняли участие президент Адвокатской палаты Красноярского края Ирина Кривоколеско, вице-президент АПКК Виктор Степанов, заместитель начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю Андрей Луханин; заместитель руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края Татьяна Азарко, член Правления Нотариальной палаты Красноярского края Елена Абрамова; начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Наталия Тароненко, другие должностные лица и специалисты.

По результатам совещания принят ряд решений, в том числе о заключении Соглашения о взаимодействии Адвокатской палаты Красноярского края и ГУФСИН России по Красноярскому краю, намечены совместные мероприятия в сфере оказания БЮП.

Президент АП Красноярского края Ирина Кривоколеско сообщила, что обсуждались два актуальных вопроса: оказание бесплатной юридической помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, а также правовая помощь жителям отдаленного района края.

«В соответствии с законом некоторые лица, находящиеся в местах лишения свободы, (несовершеннолетние, инвалиды), имеют право на бесплатную юридическую помощь, – пояснила Ирина Кривоколеско. – Мы подготовили соглашение с руководством ГУФСИН, позволяющее адвокатам осуществлять упрощенный доступ в колонии для оказания юридической помощи, которая сейчас заключенным практически недоступна. Очень много трудностей приходится преодолевать, чтобы попасть к лицу, нуждающемуся в помощи. Мы пришли к общему выводу, что какие-то меры нужно принять, но к нашему варианту проекта Соглашения возникли вопросы, для разрешения которых понадобится какое-то время. Мы готовы внести в проект изменения и продолжить обсуждение, чтобы подготовить его к подписанию».

Второй вопрос касался ситуации в Туруханском районе, где, по словам президента АПКК, трудности с оказанием юридической помощи возникают в связи с отсутствием подходящего помещения. «Оказывать помощь просто негде. Мы хотим обратиться в местные органы власти, где может быть предоставлено помещение, или при посредничестве Агентства по обеспечению деятельности мировых судей договориться с мировым судьей и выделить на его участке место для адвоката, чтобы тот мог оказывать бесплатную помощь жителям района», – рассказала Ирина Кривоколеско.

Добрый день. Кто имеет право оказывать помощь осужденному? Может ли это быть близкий родственник осужденного?

На практике, право на оказание юридической помощи заключенным имеют лица, имеющие высшее юридическое образование. Обратимся к Конституции РФ. Согласно статье 48 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему (осужденному) не только для обеспечения возможности отстаивать свои интересы в рамках уголовного процесса, но и для защиты от ущемляющих его права и законные интересы действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

С другой стороны, в УИК РФ не содержится четкого указания на то, кто может быть отнесен к лицам имеющим право на оказание юридической помощи. Кроме адвокатов юридическую помощь могут оказывать работники юридических служб, работники органов государственной власти и органов местного самоуправления, участники и работники организаций, оказывающих юридические услуги, индивидуальные предприниматели, нотариусы, патентные поверенные, либо другие лица, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Естественно, полномочия защитника должны подтверждаться доверенностью, оформленной надлежащим образом.

Может ли близкий родственник оказывать юридическую помощь осужденному? Может, но только в случае, указанном выше. Например, родственник является юристом и имеет доверенность от заключенного.

В соответствии с ч. 4 ст. 89 УИК РФ для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4-х часов.

Эксперты «АГ» согласились, что подобный законодательный пробел не позволяет осужденному в полной мере реализовать свое конституционное право на защиту путем недопуска сотрудниками органов ФСИН по его ходатайству защитников-неадвокатов. Устранить проблему, по их мнению, можно только внесением законодательных изменений.

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал ответ директора ФСИН России Геннадия Корниенко на запрос о том, как обеспечиваются права находящихся в местах принудительного содержания граждан на свидания со своими защитниками.

Глава ФСИН в своем ответе обратил внимание на имеющуюся правовую неопределенность в положениях УИК РФ, касающихся предоставления осужденным свиданий для получения юридической помощи. Он напомнил, что ч. 8 ст. 12 УИК закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
В соответствии с ч. 4 ст. 89 УИК РФ для этого осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

Читайте так же:  Бланк уведомления о сокращении работника

«При этом круг иных лиц, подпадающих под используемое законодателем понятие “иные лица, имеющие право на оказание юридической помощи”, УИК Российской Федерации не установлен, требования к таким лицам в законодательстве Российской Федерации нормативно не закреплены. Вместе с тем законом не предусмотрен бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или желаемых самим осужденным лиц, иное противоречило бы требованиям ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а также в предусмотренных законом случаях – оказание юридической помощи бесплатно», – подчеркнул Геннадий Корниенко.

В ответе главы ФСИН приведена ссылка на позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 26 декабря 2003 № 20-П, согласно которой законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая различные условия и порядок реализации данного права в зависимости от вида свидания.

Также Геннадий Корниенко напомнил: п. 1 ст. 9 Закона об адвокатуре установлено, что статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 8 Закона о БЮП все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные ст. 6 названного Закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

«При этом законодательством Российской Федерации не установлено ограничений на оказание юридической помощи осужденным представителями правозащитных организаций при условии их соответствия указанному квалификационному требованию», – заключил глава ведомства.

Вместе с тем Геннадий Корниенко проинформировал Совет, что ранее ФСИН России разработала законопроект о внесении поправок в ч. 4 ст. 89 УИК РФ в части ограничения круга лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, в число которых должны были войти адвокаты, лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом о БЮП, и лица, имеющие полномочия представителя (защитника) осужденного в суде в соответствии с законодательством РФ. «Минюстом России дальнейшая работа по законопроекту прекращена», – сообщил он

Комментируя ответ директора ФСИН Совету по правам человека, адвокат АБ «Патронъ» Лидия Шевцова отметила, что позицию руководства ведомства следует считать своевременной в связи с наделением исправительных учреждений статусом режимных объектов специального назначения, что предполагает соблюдение правил допуска к посещению осужденных определенным кругом лиц.

«В соответствии с конституционным, уголовно-процессуальным законодательством в качестве защитника наряду с адвокатом по определению или постановлению суда (что считается законным основанием участия в деле защитника) может быть допущен один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Вышеобозначенная законодательная позиция расходится с содержанием ч. 4 ст. 89 УИК РФ, как справедливо отмечено в разъяснении директора ФСИН о проблемах толкования данной нормы ввиду ее неопределенности. Подобный законодательный пробел не позволяет осужденному в полной мере реализовать свое конституционное право на защиту путем недопуска сотрудниками органов ФСИН по его ходатайству защитников-неадвокатов», – рассказала адвокат.

Лидия Шевцова отметила, что в практике нередко встречаются случаи, когда при наличии постановления суда о допуске лица, о котором ходатайствует обвиняемый (или осужденный), в качестве защитника наряду с адвокатом сотрудники ФСИН выступают с отказом по причине того, что в ст. 89 УИК статус данного лица фактически не определен и требует системного толкования.

В то же время эксперт не согласилась с предлагавшимися ведомством поправками в УИК: «Внесение изменений в ч. 4 ст. 89 УИК следует проводить во взаимосвязи со ст. 6 ЕКПЧ, ст. 48 Конституции РФ, ч. 2 ст. 49 УПК РФ, где понятие “защитник” шире понятия “адвокат” и решение о допуске того или иного лица, в том числе и правозащитной организации, по ходатайству обвиняемого или осужденного находится в компетенции суда».

По мнению Лидии Шевцовой, было бы разумно изложить ч. 4 ст. 89 УИК в следующей редакции: «Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или одним из близких родственников обвиняемого или иным лицом, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 49 УПК РФ, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов…».

Адвокат АП Белгородской области Георгий Скурятин согласился с тем, что хотя УИК РФ и закрепляет право осужденных получать юридическую помощь от адвокатов и иных лиц, однако конкретно не предусматривает законной возможности оказания юридической помощи осужденному защитником из числа близких родственников (ч. 2 ст. 49 УПК РФ) по уголовному делу после вступления обвинительного приговора суда в законную силу, в кассационной и надзорной инстанции.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Несмотря на то что у защитников из числа близких родственников, допущенных к участию в уголовном деле судом, сохраняются уголовно-процессуальные права и обязанности на всех стадиях производства по делу, им зачастую не предоставляются свидания с осужденными администрациями исправительных колоний. Поводами для незаконных отказов в свиданиях являются отсутствие уголовно-процессуальных прав защитника после вступления приговора в законную силу, отсутствие у лица высшего юридического образования и т.д. В результате незаконных отказов защитникам в свиданиях грубейшим образом нарушаются права лиц, отбывающих уголовное наказание. Действующие требования ст. 12, 89 УИК РФ содержат правовую неопределенность, что зачастую приводит к принятию незаконных решений администрациями ИК ФСИН России», – отметил эксперт, согласившись с тем, что проблема может быть решена внесением изменений в Уголовно-исполнительный кодекс.

Оказание юридической помощи осужденному
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here