Основными сверхзадачами суот становятся

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ)

– это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.[7] Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ)

вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения. [7]

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль — доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. [9] В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй». [3]

В случае управления охраной труда «Планирование»

означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо

:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать

:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда»

на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает

:

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя

:

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда

в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Читайте так же:  Лизинг это аренда с последующим выкупом

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.[9]

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ

, некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы

. К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ, гл. 33-36.;
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ;
  3. ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;
  4. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  5. Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства): Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.;
  6. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие / П.П.Кукин и др. – М.: «Высшая школа», 2002.;
  7. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Владивосток, 2007
  8. Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда, Москва МОТ, 2011.;
  9. Информационный сайт: Международная организация труда ООН в России: www.unrussia.ru.

2012-2015 © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Создание системы управления охраной труда — новая обязанность работодателя

Создание системы управления охраной труда — новая обязанность работодателя

В рамках государственной политики в сфере охраны труда поставлена задача — внедрить в структуру охраны труда системный подход. И поскольку любая система управления подразумевает постоянный контроль и аудит, то настало время статусно (законодательно) закрепить за службами и специалистами по охране труда функцию внутреннего аудита в рамках СУОТ.

Федеральным законом от 01.01.2001 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены поправки в статьи 209, 212 Трудового кодекса РФ. В частности, согласно новой редакции статьи 212 ТК РФ обязанностью работодателя является создание системы управления охраной труда (далее — СУОТ). В статье 209 ТК РФ понятие «система управления охраной труда» трактуется как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Почему создание именно СУОТ вменено в обязанность работодателя и актуальной стала необходимость разработки Типового положения? Практика показывает, что предусмотренные в разделе X ТК РФ процедуры по охране труда в рамках политики предприятий не всегда взаимоувязаны. В большинстве случаев работодатель и его службы охраны труда «плывут по течению» и вводят процедуры по мере необходимости либо под давлением надзорных органов. В рамках государственной политики в сфере охраны труда поставлена задача — внедрить в структуру охраны труда системный подход, предоставить работодателю типовой инструмент с тем, чтобы все работы по охране труда организации строились на единой основе.

Типовое положение устанавливает:

— общие требования к разработке, внедрению и функционированию СУОТ у работодателя;

— единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

— основные направления деятельности по охране труда у работодателя;

— распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда.

Обсуждение проекта Типового положения профессиональным сообществом поможет максимально адаптировать его к отечественному законодательству и российским реалиям в сфере охраны труда.

Согласно Типовому положению целью разработки и внедрения СУОТ на предприятии является обеспечение:

— здоровых и безопасных условий труда работников;

— соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Заявлены основные элементы СУОТ, которые должны быть разработаны и утверждены на предприятии:

— политика в области охраны труда;

— цели в области охраны труда;

— задачи и программы по достижению поставленных целей;

— планирование и организация работ по охране труда;

— механизмы контроля функционирования СУОТ (в том числе служб по охране труда);

— анализ эффективности СУОТ со стороны работодателя.

Читайте так же:  Лицензии туристической деятельности, азартных игр, трудоустройство за рубежом

Последние две позиции, на наш взгляд, особенно важны.

Установлены следующие требования к Политике:

Политику следует разрабатывать на основании проведенной на предприятии оценки профессиональных рисков. Политика должна соответствовать специфике деятельности работодателя и включать его обязательства:

— по предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

— обеспечению соответствия СОУТ законодательству РФ в области охраны труда;

— постоянному улучшению и совершенствованию СУОТ.

Политику необходимо периодически актуализировать. Пока остается дискуссионным вопрос о сроках такой актуализации — не реже чем один раз в три года либо по усмотрению работодателя.

Работодатель обязан сформулировать и изложить в Политике цели в области охраны труда, которые должны:

— быть обеспечены реальными и необходимыми ресурсами;

— быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления работодателя;

— быть выражены количественно.

Данный подход к целеполаганию позволяет работодателю, представительным выборным органам работников, а также надзорным органам контролировать и оценивать ход выполнения поставленных задач, осуществлять корректирующие действия для того, чтобы система охраны труда у конкретного работодателя развивалась и совершенствовалась.

Опыт проверок показывает, что на практике в плане предприятий в сфере охраны труда нередко значится такое мероприятие, как «разработка плана мероприятий». Чтобы исключить подобный подход, в Типовом положении будут установлены определенные рамки, минимальные требования к плану.

В частности, в нем должны быть прописаны:

— перечень конкретных мероприятий, направленных на снижение профессионального риска, улучшение условий труда, а также приведение их в соответствие с государственными нормативными требованиями;

— ожидаемый результат по каждому разработанному мероприятию;

— срок реализации мероприятия;

— ответственный за реализацию мероприятия;

— источник финансирования мероприятия (с указанием мероприятий, реализуемых за счет средств ФСС России).

План должен формироваться из расчета предусмотренного законодательством объема расходов на охрану труда (не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)), а также с учетом мероприятий, содержащихся в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков.

Основные этапы внедрения и обеспечения функционирования СУОТ

Работодатель должен четко распределить в СУОТ обязанности и ответственность в сфере охраны труда:

— функции службы охраны труда;

— обязанности руководителей структурных подразделений;

— функции комитетов (комиссий) и уполномоченных по охране труда;

— ответственность административно-хозяйственной службы;

— обязанности финансовой службы;

— обязанности кадровой службы.

Вопрос подчиненности служб охраны труда является дискуссионным. Минтруд России совместно с профессиональным сообществом планирует проанализировать действующие Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 01.01.2001 N 14. Они давно приняты, поэтому накоплен солидный практический опыт. Принципиально важной частью СУОТ является системное обучение, повышение квалификации и компетентности персонала в сфере охраны труда. Речь идет о тех процедурах подготовки персонала в сфере охраны труда, которые уже сейчас заложены в ТК РФ:

— инструктажи по охране труда;

— обучение работников рабочих профессий (где применимо);

— обучение руководителей и специалистов;

— подготовка и переподготовка персонала в области охраны труда.

Важной (а для многих небольших организаций еще и новой) является процедура внутреннего обмена информацией, предусмотренная в Типовом положении в качестве обязательной. В данном случае имеется в виду оперативное информирование о рисках и опасностях, существующих на предприятии. Зарубежный опыт показывает, что это — максимально быстрый, эффективный и достаточно малозатратный способ предотвращения опасных ситуаций и инцидентов, которые в конечном итоге приводят к травматизму и профзаболеваниям. Типовое положение требует, чтобы был прописан порядок:

— обеспечения работников актуальными нормативными актами по охране труда;

— ознакомления работников с изданными приказами по вопросам охраны труда;

— рассмотрения обращений работников и поступающих от них предложений по улучшению условий труда и совершенствованию СУОТ;

— формирования, размещения и постоянной актуализации информационных материалов (наглядных пособий, плакатов, стендов, документов по охране труда) на территории организации.

Все процедуры СУОТ должны документироваться, чтобы в дальнейшем эти вопросы могли быть исследованы при рассмотрении спорных случаев (например, связанных с травматизмом), а также при планировании мероприятий. Поэтому Типовое положение содержит раздел «Управление документами системы управления охраной труда», определяющий минимальный набор документов, которые должны быть оформлены работодателем, а именно:

— Политика и цели предприятия в области охраны труда;

— действующие на предприятии программы охраны труда;

— план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий и охраны труда;

— распределение ключевых обязанностей по охране труда и обеспечению функционирования СУОТ;

— перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности работодателя, а также мероприятия по их предотвращению и снижению;

— положения, процедуры, программы обучения и инструктажей, методики, инструкции по охране труда и другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ;

— локальные организационно-распорядительные документы.

Должны быть идентифицированы, иметь установленные место и сроки хранения (с назначением ответственных за него лиц) такие документы и сведения, как:

— протоколы заседаний комиссии по проверке знаний работниками требований охраны труда;

— журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда;

Видео (кликните для воспроизведения).

— карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

— заключения о прохождении работниками медицинских осмотров;

— наряды-допуски на выполнение работ повышенной опасности;

— акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, инструмента;

— результаты специальной оценки условий труда;

— результаты текущего контроля;

— результаты аудита и анализа функционирования СУОТ.

Специалисты по охране труда крупных компаний, массово привлекающие подрядчиков и субподрядчиков, нередко сталкиваются с проблемой, обусловленной отсутствием законодательного разграничения обязанностей по обеспечению безопасных условий труда между заказчиком и подрядчиком. В итоге именно персонал привлеченных организаций чаще всего попадает в нештатные ситуации из-за различных нарушений правил безопасного ведения работ. Поэтому в Типовом положении целый блок вопросов и норм посвящен обеспечению безопасного выполнения подрядных работ.

В частности, речь идет о подходах и требованиях при выборе квалифицированных подрядчиков, способных оказывать безопасные услуги. Также Типовое положение содержит указание на необходимость выбора квалифицированных поставщиков с целью обеспечения снабжения безопасной продукцией (например, при осуществлении поставок сырья для его дальнейшей переработки). Типовое положение исходит из представления о том, что все оцененные риски подлежат снижению. При этом в первую очередь должны выполняться приоритетные мероприятия, выбор которых должен осуществляться в следующем порядке:

— исключение опасной работы (например, за счет замены человеческого труда автоматизированными процессами);

— замена опасной работы (например, за счет смены используемого сырья на более безопасное для здоровья);

— использование инженерных методов ограничения опасностей (например, за счет установления барьерных ограждений или нанесения сигнальной разметки);

— использование административных методов ограничения воздействия опасностей (например, при помощи дополнительного обучения безопасным приемам и методам производства работ);

— обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты. По результатам оценки рисков должен составляться план мероприятий по их снижению и устранению.

Несколько слов следует сказать и о роли служб (специалистов) по охране труда в СУОТ. Любая система управления подразумевает постоянный контроль и аудит. И в этой части роль специалиста и служб охраны труда трудно переоценить. Хотя высшее руководство СУОТ (как и любой другой системой менеджмента на предприятии) осуществляет работодатель, текущий аудит выполнения мероприятий по охране труда, а также контроль за результативностью и слаженностью деятельности всех элементов СУОТ — это прерогатива сотрудников служб охраны труда. Поэтому настало время статусно (законодательно) закрепить за службами и специалистами по охране труда функцию внутреннего аудита в рамках СУОТ.

Читайте так же:  Пенсия после 90 лет добавляется или нет

Основные идеи СУОТ

Основные задачи корпоративной системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся: во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников; во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты; в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (по терминологии безопасности производства) / наемных работников (по терминологии охраны труда), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют ПОДГОТОВКУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ и ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ работников в особую «подзадачу».

Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные, можно сказать, фундаментальные, положения.

Если теперь с этих позиций внимательно посмотреть на обязанности работодателя по организации выполнения государственных требований охраны труда, то все они также в конечном итоге сводятся к этим вышеприведенным положениям (с учетом подконтрольности действий работодателя органам государственной надзора).

Любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такой процесс должен быть организован по методу «Планировать – Действовать – Проверять – Корректировать».

Любое дело (любой процесс) должен начинаться с планирования конкретных результатов и действий по их достижению.

Затем приходит время действовать: т.е. внедрять планируемые процессы.

После чего следует этап проверки правильности действий и качественности результата. Для этого необходимо осуществлять наблюдение (мониторинг) и измерения показателей, характеризующих данный процесс (например, условия труда), с последующим анализом полученных данных, их обобщением и выводом – управленческим решением.

В итоге необходимо предпринять дополнительные действия по корректировке и совершенствованию всей организации управления (или только ее части).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9456 —

| 7326 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Примерная структура и содержание основных документов СУОТ

Стандарт системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) ГОСТ Р 12.0.006-2002*. ССБТ. «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ» является общетехническим, устанавливающим общие требования к системе управления охраной труда в организации, к ее важнейшим элементам.

Требования стандарта применимы к организации, которая намерена:

¨ создавать систему управления охраной труда;

¨ обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

¨ проводить сертификацию системы управления охраной труда;

¨ проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Таковы общие требования и возможности, заложенные в данный стандарт.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда по настоящему стандарту (и по другим тоже) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации, и бояться этого не только не следует, но даже можно приветствовать, ибо это означает, что разработчики СУОТ учли специфику данной организации.

Успех функционирования созданной по стандарту системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками организации, особенно ее руководством.

Рассматриваемый стандарт содержит требования, которые могут быть использованы для объективной самооценки, самодекларации или сертификации.

Требования к системе управления охраной труда

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9456 —

| 7326 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

СУОТ: 3 основные ошибки разработки

СУОТ: 3 основные ошибки разработки

Система управления охраной труда (СУОТ) не только обязанность каждого работодателя (212 ст. Трудового Кодекса Российской Федерации), но и возможность повысить работоспособность и лояльность сотрудников, снижая и исключая риски наступления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Тем не менее многие работодатели вновь и вновь повторяют одни и те же ошибки в ходе разработке и внедрения системы управления охраной труда. Мы напомним Вам про три наиболее распространённые, чтобы Вы с ними не столкнулись. Итак, что же работодатель может сделать неправильно?

СУОТ разрабатывать бессмысленно, если…

1. Разработать положение о системе управления охраной труда и остановиться на этом. Но в действительности положение – это только главный документ, объединяющий в себе правила функционирования, её содержание и инструкции по применению. Безусловно, с этого нужно начать, взяв за основу Типовое положение о СУОТ, но не останавливаться.

2. Разработать систему управления охраной труда и положить её пылиться на полку. Не стоит забывать, что СУОТ требует регулярного пересмотра, аудита и постоянного внесения улучшений. Даже если в Вашей организации не было зафиксировано никаких технологических изменений или происшествий, просто проверьте актуальность нормативно-правовой и нормативно-технической документации, на которые ссылаются положения и процедуры системы.

3. Сформировать систему управления охраной труда на базе сторонней СУОТ, найденной в сети Интернет или переданной дружественными организациями. Это как раз тот самый случай, когда описать процедуры и положения легче «с нуля», чем переделывать их под свою фирму с чужих шаблонов. Лёгкие последствия такой работы – путаница и неточности в системе, более тяжёлые – причины возникновения профессиональных заболеваний или несчастных случаев.

Минуя эти ошибки, Вы сможете разработать и внедрить в своей организации эффективную систему управления охраной труда. А если у Вас остались вопросы, позвоните нам – мы с радостью ответим на них.

Основные проблемы перехода россии на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска

«Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», 2012, N 3

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об основных проблемах перехода России на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска.

Ответ: На наш взгляд, переход России на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска, сопровождается следующими проблемами:

Читайте так же:  Срок исковой давности применяется судом

— несоответствие типа и целей существующей системы охраны труда современным реалиям и задачам социально-экономического развития общества, поскольку она, с одной стороны, достаточно инерционна и зарегулирована во многом уже устаревшими различными нормативами и циркулярами, а с другой стороны (и это характерно, прежде всего, для частного бизнеса), довольно нигилистична, а порой даже вызывающе цинична. Даже самые элементарные требования и нормативы охраны труда нагло нарушаются в угоду, прежде всего, экономической (увеличение прибыли любой ценой) целесообразности, что крайне затрудняет переход от системы реагирования (порой запоздалого) на страховые случаи post factum к профилактическому управлению рисками повреждения здоровья работников;

— отсутствие развитых и авторитетных институтов гражданского общества (реально независимых и сильных профсоюзов, влиятельных политических партий, общественных движений), которые бы дополняли ныне существующую государственную систему охраны труда независимой общественной национальной системой охраны труда;

— несовершенство трудового законодательства в сфере охраны труда, нацеленного, прежде всего, на защиту интересов крупного бизнеса и государственных учреждений, узкоспециализированная направленность лишь на сферу трудовых отношений (занятость по гражданским договорам, самозанятость, индивидуальное предпринимательство, агентская занятость, трудовое обучение и другие в сферу охраны труда не попадают), неоправданный формализм, заключающийся в увлеченности сферой нормативного правового регулирования (из сферы охраны труда, к сожалению, выпадают все требования безопасности, не предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда), и др.;

— низкая правовая культура и правовой нигилизм, о чем уже упоминалось выше. Это означает, что многие работники зачастую просто не знают своих прав в сфере охраны труда либо по тем или иным причинам их сознательно нарушают. Экспертами неоднократно отмечалось, что среди причин практически всех несчастных случаев присутствует личностный фактор, в т. ч. легкомысленно-самоуверенная неосторожность и невнимательность пострадавших при выполнении работ и нахождении на производственной территории, пренебрежение ими опасностью, нарушение трудовой и технологической дисциплины, правил и инструкций по охране труда, нахождение пострадавших в состоянии алкогольного опьянения.

Равнодушное отношение к требованиям охраны труда демонстрируют и многие работодатели, руководствуясь принципом целесообразности (как правило, экономической), а не законности и гуманизма. Эта негативная тенденция стала особенно заметной в 1990-е гг., в эпоху интенсивного разрушения прежних государственно-правовых форм и становления новых, и, увы, во многом она не изжита до сих пор.

Это, по нашему мнению, основные проблемы перехода России на новую систему управления охраной труда, основанную на оценке профессионального риска, но, безусловно, существует большое количество менее значительных трудностей.

Модернизация системы управления охраной труда

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 7

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

В статье представлен анализ негативных тенденций состояния охраны труда в Российской Федерации, обосновывается необходимость перехода от компенсационной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками.

Анализ состояния охраны труда в Российской Федерации выявил негативные тенденции в этой области, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. По данным Росстата, продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 г. практически каждый третий работник в Российской Федерации трудился во вредных условиях.

Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.

Несмотря на то что за пятилетний период (с 2006 по 2010 г.), по данным Росстата, произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом — в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия — в 4 раза, Франция — в 5,5 раза, Япония — в 2,5 раза).

Вредные условия труда являются причиной большого числа профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 г., по данным центров профпатологий, в Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 78 тыс. человек.

Экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда показала, что всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн руб., или 4,3% ВВП, и складываются эти потери из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд руб.), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд руб.) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн руб.).

Приведенные данные о состоянии условий и охраны труда в России свидетельствуют о неэффективности действующей системы управления охраной труда, которая не обеспечивает решение основных задач — сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и преодоление последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.

Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает труд человека. В связи с этим управление охраной труда должно быть направлено как на формирование безопасных условий труда при создании новых производственных объектов и производств, так и на улучшение уже сложившихся условий труда, повышение их безопасности в действующем производстве.

В первом случае задача заключается в том, чтобы не допускать формирования неблагоприятных условий труда, а во втором — принять меры по уменьшению неблагоприятного воздействия существующих условий труда на работающих. При несомненном приоритете по важности решения первой задачи необходимо осуществлять и меры по улучшению сложившихся условий труда на действующих рабочих местах и производственных участках.

В связи с этим управление охраной труда должно быть ориентировано на своевременное выявление и предупреждение отклонений факторов, влияющих на безопасность труда, а для этого необходимо осуществить переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Управление профессиональными рисками

Конечно, этот подход родился на не на пустом месте. Имеется большой опыт управления профессиональными рисками в зарубежных странах (Великобритании, Нидерландах, Италии, Испании, Германии и др.).

По мнению Европейского агентства по безопасности и здоровью на работе, начиная с принятия в 1989 г. рамочной Директивы Европейского союза 89/391/ECC «О проведении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе», оценка риска является краеугольным камнем европейского подхода к профессиональным безопасности здоровья.

Согласно рамочной Директиве основные принципы профилактики, на основе которых работодатель должен принимать меры по защите здоровья и безопасности работников:

a) избегать рисков;

b) производить оценку рисков;

c) бороться с рисками в их источнике;

d) приспосабливать работу к конкретному работнику, особенно это касается дизайна рабочих мест, выбора рабочего оборудования, выбора методов работы и производства, с учетом возможности облегчения монотонного труда, труда с заранее заданным темпом и снижения их влияния на здоровье работников;

e) адаптироваться к техническому прогрессу;

f) заменять что-либо опасное неопасным и менее опасным;

Читайте так же:  Пересечение двойной сплошной под камеру

g) разрабатывать последовательную общую политику профилактики, которая охватывает технологию, организацию работы, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, действующих в рабочей среде;

h) отдавать мерам коллективной защиты приоритет над индивидуальными мерами;

i) осуществлять соответствующее инструктирование работников.

При этом работодатель должен владеть оценкой рисков для безопасности и здоровья, включая те особые виды рисков, которым подвергаются отдельные группы работников и, что следует подчеркнуть, должен, принимая во внимание характер работы предприятия, оценить риски для безопасности и здоровья работников при выборе производственного оборудования, используемых материалов и химических веществ.

Считается, что если риски не оценены должным образом, не может быть назначен процесс управления рисками и вряд ли могут быть определены соответствующие профилактические меры.

Оценка профессиональных рисков предоставляет предпринимателю возможность самостоятельно решать, что нужно делать для обеспечения безопасности и здоровья работников на работе. Систематическая оценка риска представляет собой динамический процесс, который позволяет предприятиям проводить активную политику по управлению рисками на работе.

Предполагается (мнение ЕС), что надлежащая оценка риска может обеспечить ряд деловых выгод. Создание безопасных условий на работе позволяет компаниям сократить затраты, связанные с профессиональными несчастными случаями и болезнями. Надлежащая оценка риска помогает уменьшить потери рабочего времени по болезни, страховые затраты снижаются в связи с меньшим количеством страховых случаев. Оценка риска повышает мотивацию работников, уменьшает текучесть кадров. Все это помогает фирмам становиться более конкурентоспособными.

Признается важным, чтобы предприятия всех отраслей и размеров выполняли требования рамочной Директивы, регулярно проводили оценки рисков. При этом надлежащая оценка риска включает, среди прочего, уверенность в том, что принимаются во внимание все риски (не только непосредственные или очевидные), а также проверку эффективности принятых мер, документирование результатов оценки, ее регулярный пересмотр и обновление.

Следует отметить, что внедрение оценки риска является достаточно длительным процессом. Законодательное оформление профессионального риска в странах ЕС произошло только 1989 г., после этого шел процесс разработок процедур «инструментов», методов оценки рисков. Учитывая сложность и длительность всей этой работы, в странах ЕС проведение оценки рисков и управление рисками осуществлялись на малых и средних предприятиях, не относящихся к категориям опасных производственных объектов, предприятиям транспорта и иным, регулируемым специальными правовыми актами, видам деятельности. И только после анализа результатов этой работы на малых и средних предприятиях можно приступить к оценке и управлению рисками на все предприятия (Концепция оценки управления профессиональными рисками причинения вреда здоровью работника НИИ труда и социального страхования, рассмотрена 25 мая 2009 г. на заседании ученого совета Института).

В России, на наш взгляд, наибольший научный вклад в решение этой проблемы внесли НИИ труда и социального страхования и главный ее идеолог — профессор В. Д. Роик. К сожалению, как всегда бывает, новое не всегда сразу воспринимается.

В этой связи, конечно, обнадеживающе выглядит тот факт, что в России взят курс на модернизацию системы управления охраной труда, о чем официально заявлено на заседании Правительства РФ в октябре 2011 г.

Для перехода в России на систему управления охраной труда на основе управления профессиональными рисками требуется сформировать систему взаимосвязанных между собой организационных, медико-социальных, финансовых и правовых механизмов управления профессиональными рисками.

В России уже сделаны первые шаги в этом плане, особенно в части законодательного обеспечения. К наиболее значимым относятся:

— ратификация Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (в соответствии с положениями которой внедряется система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте);

— подготовка Минздравсоцразвития России и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о ратификации Конвенции МОТ N 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий»;

— введение в Трудовой кодекс РФ понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками» (параллельно ведется разработка порядка оценки профессионального риска и управления профессиональными рисками, а также закрепление порядка финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, направленного на исключение случаев нецелевого использования средств);

— разработка порядка утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

В настоящее время согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Минздравсоцразвития России поделено на два Министерства: Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.

Большое внимание уделяется повышению достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков. Для этого сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда путем введения процедуры обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; принят новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий прозрачные, понятные работодателю и работнику процедуры; утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах.

Такая работа будет эффективной, если систематически будет осуществляться контроль за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.

В целях совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников Минздравсоцразвития России был подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), устанавливающий прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 06.11.2011 N 300-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2012 г. (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ).

Предусмотрен поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе обязательного социального страхования на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя и интегральной оценки условий труда, которая будет рассчитываться на основании данных аттестации рабочих мест, предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Очень важный документ разработан Минздравсоцразвития России — это проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации», что, на наш взгляд, позволит усилить ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда. В Уголовный кодекс в ст. 143 «Нарушение правил охраны труда» изменения, ужесточающие ответственность, уже внесены Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

Все эти вопросы требуют отдельного рассмотрения и решения.

В системе мер по модернизации систем управления охраной труда предусмотрена разработка региональных программ улучшения условий труда, в которых наиболее в полной мере можно учесть при проведении работ по улучшению охраны труда особенности того или иного региона (климатические, производственные, экономические, демографические и др.).

1. Современная экономика труда: Монография / Под научной ред. В. В. Куликова. М.: Финстатинформ, 2001.

2. Регулирование трудовых отношений в области охраны труда: Сборник. М.: МАГМУ, 2003.

3. Роик В. Д. Управление условиями и охраной труда. М.: Изд-во РАГС, 2005.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Роик В. Д. Профессиональные риски: оценка и система защиты // Охрана труда и социальное страхование. 1995. N 4.

Основными сверхзадачами суот становятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here