Особенности внерабочего времени учителя

Время отдыха педагогических работников

Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. Для этого чаще всего используются перемены (краткие перерывы) между учебными занятиями, которые включаются в нормированную часть рабочего времени учителей (преподавателей).

К особенностям режима рабочего времени и времени отдыха относится также порядок предоставления работникам выходных дней. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы или коллективным договором с учетом режима деятельности образовательного учреждения (пяти-, шестидневная рабочая неделя). При этом дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, но не установленные ПВТР в качестве выходных, являются для педагогического работника рабочими. Они используются для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам предусмотрено ст.334 ТК РФ.

Продолжительность такого отпуска (от 36 рабочих до 56 календарных дней) в зависимости от вида образовательного учреждения и должности, занимаемой педагогическим работником.

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по общему правилу — по истечении шести месяцев непрерывной работы в одной организации (ст.122 ТК РФ).

Педагогические работники, имеющие право на предоставление им ежегодного основного удлиненного отпуска, могут по соглашению с работодателем получить денежную компенсацию за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней (ст.126 ТК РФ).

Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления отпусков.

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является предоставление их преимущественно в период летних каникул.

Право педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы предусмотрен ст.335 ТК РФ и п.5 ст.55 Закона об образовании.

Очередность предоставления, конкретную продолжительность и оплату длительных отпусков определяет образовательное учреждение. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и оформляется приказом.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

На период нахождения в отпуске за работником сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случае полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни работника отпуск продляется на число дней нетрудоспособности.

Рабочее время педагогических работников

На основании ст.91 ТК РФ рабочее время — это время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему.

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ). Аналогичная норма относительно рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений содержится в ст.55 Закона об образовании.

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Этот объем определяется до фактического начала нового учебного года. Учебная нагрузка конкретного работника, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Верхний предел учебной нагрузки ограничивается в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Объем учебной нагрузки конкретного работника указывается в его трудовом договоре (ст.333 ТК РФ, ст.55 Закона об образовании). Соответственно, изменение учебной нагрузки означает изменение условий трудового договора и может быть произведено только по письменному соглашению сторон.

При установлении на новый учебный год учебной нагрузки учителей и других педагогических работников, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Об изменении учебной нагрузки в новом учебном году администрация образовательного учреждения обязана предупредить работника не позднее чем за два месяца до его начала (ст.74 ТК РФ).

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. При этом количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Другая часть педагогической работы учителей, не конкретизированная по количеству часов, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Такая работа включает:

— выполнение обязанностей, связанных с работой педагогических, методических советов, с проведением родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

— время на непосредственную подготовку к работе по обучению и воспитанию, изучению индивидуальных способностей обучающихся, воспитанников, их интересов, склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса. Указанные дежурства осуществляются в соответствии с графиком. При его составлении во избежание случаев длительного дежурства или дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна, учитывается сменность работы образовательного учреждения, рабочий режим каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий и общим планом мероприятий, а также другие особенности.

Дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, в качестве так называемых методических дней и т.п.

Период каникул или период отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

В целом режим рабочего времени педагогических работников и других работников образовательных учреждений определяется с учетом режима деятельности этих учреждений и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором в соответствии с действующим законодательством.

труд педагогический работник

В трудовом договоре условие о режиме работы и времени отдыха указывается в случае, если для данного работника он отличается от установленного общими правилами, которые действуют у работодателя (абз. 6 ч.2 ст.57 ТК РФ).

Работник должен быть ознакомлен под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст.68 ТК РФ).

Вступил в силу приказ Минобрнауки России о рабочем времени педагогов

28741

Пресс-служба Профсоюза. 17.06.2016 Печать

0

Министерством образования и науки Российской Федерации взамен приказа от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» принят приказ от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2016 года с регистрационным номером 42388.

Читайте так же:  Можно ли вступить в наследство частично

Приказ Минобрнауки России № 536 является «приказом-спутником» ранее принятого ведомством приказа от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», поскольку оба эти приказа применяются во взаимодействии.

Принимая во внимание, что на последнем этапе подготовки приказа Минобрнауки России № 536 педагогическому сообществу навязывалось мнение о том, что вновь принимаемый нормативный правовой акт значительно ущемляет права педагогических работников, в том числе вводит обязательную «36-ти часовую отсидку» для учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, специалистами Общероссийского Профсоюза образования подготовлена сравнительная таблица положений нового и ранее действовавшего правового регулирования особенностей режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных организаций.

Общероссийский Профсоюз образования предлагает ознакомиться со сравнительной таблицей и подробными комментариями по каждому из принятых согласно приказу Минобрнауки России № 536 изменений порядка регулирования особенностей режима рабочего времени педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по сравнению с порядком, предусматривавшимся приказом Минобрнауки России № 69, утратившим свою силу.

Сравнительная таблица положений приказов Минобрнауки России от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и от 11 мая 2016 года № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» с комментариями эксперта Общероссийского Профсоюза образования Веры Понкратовой.

Особенности внерабочего времени учителя

115114, Москва, Шлюзовая набережная, д. 6, стр. 4,
тел.: (495) 545-42-97, [email protected]

«Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.
«

Особенности время отдыха педагогических работников

Особенности предоставления выходных дней и перерывов в течение рабочего дня

Одной из особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений является отсутствие в правилах внутреннего трудового распорядка обязательного перерыва в течение рабочего дня для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут, который не включается в рабочее время. Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 (далее — Положение об особенностях режима рабочего времени), для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. Для этого чаще всего используются перемены (краткие перерывы) между учебными занятиями, которые включаются в нормированную часть рабочего времени учителей (преподавателей) (п. 2.2 Положения об особенностях режима рабочего времени).

К особенностям режима рабочего времени и времени отдыха относится также порядок предоставления работникам выходных дней. Они устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы или коллективным договором с учетом режима деятельности образовательного учреждения (пяти-, шестидневная рабочая неделя). При этом дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, но не установленные ПВТР в качестве выходных, являются для педагогического работника рабочими. Они используются для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Предусмотренные ст. 262 ТК РФ дополнительные выходные дни могут предоставляться учителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, путем высвобождения одного дня в неделю без потери учебной нагрузки, перераспределяемой по другим дням недели.

Отпуска педагогических работников

а) Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогических работников

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ. Это следует из ст. 334 ТК РФ и п. 3 ч. 5 ст. 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании»).

Руководителям образовательных организаций, их заместителям, а также руководителям структурных подразделений указанных организаций и их заместителям данный отпуск предоставляется в том же порядке, что и педагогическим работникам. Это предусмотрено ч. 7 ст. 51 и ч. 4 ст. 52 ФЗ «Об образовании», п. 1 Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 N 466.

В соответствии с Приложением к названному Постановлению продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска перечисленных категорий работников в зависимости от их должности, особенностей деятельности, а также вида образовательной организации составляет 42 или 56 календарных дней.

Необходимо отметить, что в упомянутом Постановлении не указано, в каких единицах предоставляются эти отпуска. Исходя из анализа ч. 2 ст. 115 ТК РФ можно сделать вывод о том, что продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, так же как и ежегодного основного оплачиваемого отпуска, определяется в календарных днях.

Руководствуясь указанной нормой, полагаем, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска и замена его части денежной компенсацией производятся в соответствии с общими правилами предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска и замены его части денежной компенсацией.

б) Длительный отпуск педагогических работников

Право педагогических работников образовательного учреждения на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы предусмотрен ст. 335 ТК РФ и п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Данный отпуск относится к мерам социальной поддержки педагогических работников.

Порядок и условия предоставления длительного отпуска определяются учредителем и (или) уставом конкретного образовательного учреждения.

Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 утверждено Положение «О порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (далее — Положение от 07.12.2000). Оно связывает право на длительный отпуск со стажем непрерывной преподавательской работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к данному Положению. Очередность предоставления, конкретную продолжительность и оплату длительных отпусков определяет образовательное учреждение. Отпуск предоставляется на основании заявления работника и оформляется приказом.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения.

На период нахождения в отпуске за работником сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случае полной ликвидации образовательного учреждения. В случае болезни работника отпуск продляется на число дней нетрудоспособности.

Положение от 07.12.2000г. распространяется на образовательные учреждения, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразования России осуществляет полномочия учредителя. Для других образовательных учреждений Положение от 07.12.2000 носит рекомендательный характер. Однако это не лишает педагогических работников этих образовательных учреждений права на предоставление длительного отпуска.

Читайте так же:  Какими правами наделен налогоплательщик

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона.

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

Видео (кликните для воспроизведения).

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

Читайте так же:  Внутреннее совместительство оплата труда

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы»

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Что нового в новых Особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогов

Новые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников образовательных организаций (приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 ) (далее — Особенностей) приняты во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».В Сравнительной таблице положений приказов Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 и от 11 мая 2016 г. № 536 с комментариями изменений (далее – Сравнительная таблица), подготовленной специалистами ЦС Профсоюза образования (составитель В.Н.Понкратова), проанализированы отличительные особенности нового документа.

Обратим внимание на некоторые из них.

1.Особенности относятся к работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение (далее — организации). Поэтому при регулировании режима рабочего времени их педагогических работников и руководителей применяется соответствующая Номенклатура должностей, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

2.В документе конкретизированы особенности, с учетом которых регулируются вопросы режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации, устанавливаемые Правилами внутреннего трудового распорядка организации (далее — ПВТР), в том числе с временем, необходимым для выполнения входящих в должностные обязанности педагогических работников видов работ, предусмотренных в зависимости от занимаемой ими должности согласно квалификационным характеристикам.

3.Отмечено, что ПВТР организации утверждаются работодателем не только с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, но и иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).

4.В перечень должностей педагогических работников, режим рабочего времени которых регулируется разделом II Особенностей, включены должности старших педагогов дополнительного образования и старших тренеров-преподавателей.

5.В Особенностях уточнены понятия нормируемой части педагогической работы, которая выражается в фактическом объёме учебной нагрузки, и другой части педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов и относится к выполнению работ, предусмотренных квалификационными характеристикам и по занимаемой должности.

6.Согласно документу, порядок регулирования другой части педагогической работы, выполняемой педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу устанавливается: самостоятельно; ПВТР; планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации; графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором; трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору; локальными нормативными актами организации.

7. Особенностями определены порядок и условия выполнения видов работ, которые должны определяться локальным нормативным актом, коллективным договором организации. Как сказано в комментарии в Сравнительной таблице, под порядком и условиями выполнения этих работ следует понимать определение локальным нормативным актом и (или) коллективным договором размеров оплаты труда и (или) возможности предоставления другого дня отдыха.

8.Из Особенностей исключено суммирование неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, которые должны были использоваться для выполнения другой педагогической работы.

9.Включено положение о том, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобождённым от основной работы на период его проведения, предоставляются гарантии и компенсации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

10.Конкретизировано, что обязательное присутствие работников, ведущих преподавательскую работу, не требуется в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

— от проведения занятий по расписанию;

— от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ;

— от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.

Рекомендовано при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Читайте так же:  Право пользования землями лесного фонда

В комментарии к Сравнительной таблице напоминается, что к работникам, ведущим преподавательскую работу (перечень дан в п. 2.1 Особенностей), не применяется продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю.

11.Уточнено, что «ступенчатый» режим обучения в 1 классе используется в первом полугодии, который на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается, а также определение понятия «динамическая пауза», как большой перемены, устанавливаемой в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.

12.Приведено в соответствие с ТК РФ положение о том, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями. Вместе с тем отмечено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

13.Исключен перечень организаций с круглосуточным пребыванием обучающихся. В таких организациях режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы, может устанавливаться с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) локальным нормативным актом организации.

14.Установлено, что в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, является для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Режим их рабочего времени подлежит уточнению. Они выполняют работу в пределах нормируемой части их педагогической работы. Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения видов работ, относящихся к ненормируемой части, если они предусмотрены планом. В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.

15.Определено, что режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II Номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.

16.Изменено условие привлечения педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание: теперь обязательным условием для этого является, прежде всего, письменное согласие работников.

17.Исключена возможность привлечения педагогических работников в период, не совпадающий с отпуском, в оздоровительные организации, расположенные в другой местности, даже после получения согласия самих работников. Таким образом, теперь педагогические работники в оздоровительных организациях, расположенных в другой местности, смогут работать исключительно только в период своего отпуска и на условиях трудового договора, отмечается в комментарии в Сравнительной таблице.

18.Привлечение педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность должно регулироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. на условиях, установленных главой 24 ТК РФ для служебных командировок, служебных поездок.

19. Поскольку регулирование в отдельных случаях для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, предусмотрено в приложении 1 к приказу № 1601 (п. 4 примечаний) и в пункте 2.2 приложения 2 к приказу № 1601, данное положение приказом № 536 не предусмотрено.

20.Содержание раздела «Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы» приведено в соответствие с ФЗ № 273.

Источник: Приказ Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Условия труда педагогических работников общеобразовательных организаций

Трудовой кодекс РФ под условиями труда понимает достаточно широкий круг обстоятельств, к которым относятся, в том числе права и обязанности работника. Широкое понимание условий труда обусловлено договорной основой трудовых отношений. Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником. Законодательство делит условия трудового договора на обязательные и факультативные.

Так в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными являются следующие условия:

· место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

· трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

· сроки действия договора (бессрочный или на определенный срок);

· условия оплаты труда, включая размеры ставок, окладов, а также доплаты, надбавки и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

· режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

· компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

· условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

· условие об обязательном социальном страховании работника;

· другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

· об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

· о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

· об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

· о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

· об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

· об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Читайте так же:  Что значит запрет на регистрацию машины

Также необходимо иметь в виду, что директивными документами, принятыми Правительством РФ, предусматривается переход на так называемый «эффективный контракт», т.е. трудовой договор, в котором подобно должны быть изложены права и обязанности работников, показатели эффективности и качества работы и другие условия, в частности, условия стимулирования за качественную и результативную работу (об эффективном контракте).

В Федеральном законе №273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью нормативной обобщенности. Так, ст. 28 Закона, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает компетенцию (следовательно и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями. Упомянутые в ст. 28 нормы и требования должны определять материально-технические условия труда педагогических работников, которые вправе настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная законом обязанность администрации по созданию условий и организации дополнительного профессионального образования работников, также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть созданы в образовательной организации в соответствии с существующими нормами и требованиями.

Ст. 28 Федерального закона №273-ФЗ налагает обязанность на образовательную организацию по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания, в том числе работников организации (пункт 15), а также по организации научно-методической работы, проведение научных и методических конференций, семинаров (пункт 20).

В соответствии с частью 6 ст. 28 образовательная организация обязана создавать также безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания, обеспечивающие охрану жизни и здоровье не только обучающихся, но и работников образовательной организации (пункт 2).

В Федеральном законе №273-ФЗ прописаны дополнительно к условиям о правах и обязанностях педагогических работников лишь немногие специфические условия их труда, поскольку этот вопрос относится в большей части к сфере регулирования трудового законодательства.

Традиционно государственные органы, осуществляющие подзаконное регулирование в сфере образования регламентируют своими правовыми актами вопросы рабочего времени, учебной нагрузки и, отчасти, должностные обязанности педагогических работников образовательных организаций разных типов, не предусмотренные законодательством об образовании и трудовым законодательством.

Так, на основании уполномочивания ст. 333 Трудового кодекса РФ в настоящее время Минобрнауки России определяет своими подзаконными актами (приказами) продолжительность рабочего времени, режим работы, примерное распределение собственно учебной деятельности и другой педагогической работы в образовательных организациях разных типов, например, «норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы» в общеобразовательных и некоторых типах образовательных организаций и т.п.

Федеральный закон ФЗ-273 содержит лишь некоторые общие правила по этим вопросам, которые относятся ко всем организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

В частности, согласно ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, которая посвящена правовому статусу педагогических работников в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Ст. 47 предусматривается, что режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из данной статьи следует, что Минобрнауки России уполномочено регламентировать только особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Основные же нормы, определяющие рабочее время и время отдыха, содержатся в специальной главе 52 Трудового кодекса РФ, имеющей название «Особенности регулирования труда педагогических работников», а также в других главах ТК РФ, устанавливающих общие для всех правила рабочего времени и времени отдыха.

Согласно ст. 333 главы 52 ТК РФ в новой редакции для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ст. 334 ТК РФ предусматривает предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, что также отражает специфику педагогической работы. Продолжительность удлиненного оплачиваемого отпуска устанавливается Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» в соответствии с которым в зависимости от типа и вида образовательной организации и занимаемой работником педагогической должности установлены оплачиваемые отпуска продолжительностью от 56 календарных дней (общеобразовательные учреждения, учебные комбинаты и мастерские, учреждения СПО и вузы) до 42 календарных дней (дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования детей).

В соответствии с новой редакцией статьи 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет при условии непрерывной педагогической работы. Порядок и условия предоставления которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, т.е. Минобрнауки России.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целом же вопросы нормирования педагогического труда, особенно неаудиторной нагрузки педагогов, находятся в последнее время в фокусе внимания органов государственной власти. В частности, обсуждаются такие проблемы, как нечеткая фиксация имеющихся должностных обязанностей в рамках неаудиторной нагрузки, отсутствие внятного нормирования временных затрат на выполнение этих обязанностей, перегруженность педагогов, с одной стороны, и невозможность администрации образовательных организаций контролировать реальное выполнение неаудиторной части нагрузки, с другой стороны. Обсуждаются также различные подходы, которые бы позволили связать нормирование и качество педагогического труда. В этой связи любые изменения в системе нормирования рабочего времени педагога могут оказать значимое влияние на условия труда педагогических работников.

Особенности внерабочего времени учителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here