Права и обязанности иностранных граждан

Права и обязанности иностранных граждан в России

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам в России гарантируются предусмотренные законом права и свободы.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан в России состоит из ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; ФЗ РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ; ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 20.12.1995 № 202-ФЗ и иных актов законодательства России, определяющих в соответствии с Конституцией РФ правовое положение иностранных граждан в России.

Иностранные граждане в России пользуются теми же правами и свободами несут такие же обязанности, что и граждане России, если иное не вытекает из Конституции России, и других актов российского законодательства.

Иностранные граждане в России равны пред законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами в России прав и свобод не должно наносить ущерб права и законным интересам граждан России и других лиц.

Находящиеся в России иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы, с уважением относиться к традициям и обычаям российского народа.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в России, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в России. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов-иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во-первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Кроме того, в Российской Федерации «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и это означает, что в обоснование защиты нарушенных прав и свобод лицо может ссылаться, а судебное учреждение обязано применить нормы, зафиксированные в соответствующих международных документах и иным образом закрепленные в международном праве. Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». При этом важно заметить, что национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве. В то же время Российская Федерация вправе применить реторсию, т.е ответное ограничение в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Отдельные права предоставляются иностранцам при соблюдении определенных условий, которых нет для российских граждан. Например:

Итак, правосубъектность иностранных граждан в любой стране складывается из правового регулирований гражданской правоспособности и дееспособности иностранцев.

Все основные права и обязанности иностранных граждан связаны со следующими областями деятельности:

1. Трудовая деятельность.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России. Могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Временно пребывающие в России иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью в России, если это совместимо с целью их пребывания в России.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с Российским законодательством назначении на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Иностранные граждане имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами РФ.

3. Охрана здоровья.

Иностранные граждане, находящиеся в России имеют право на охрану здоровья. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в России иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, установленном Министерством Здравоохранения РФ.

4. Социальное обеспечение.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на получение пособий, пенсий и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России.

5. Имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на основаниях и в порядке установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фондов, жилищно-строительных кооперативов. Иностранные граждане должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Иностранные граждане могут в соответствии с российским законодательством иметь в России жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рац. Предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

6. Получение образования.

Иностранные граждане в России имеют право на получение образования наравне с гражданами России в соответствии ас порядком. Установленным законодательством РФ. Иностранные граждане, принятые в учебные заведения, имеют права и несут обязанности учащихся и студентов наравне с гражданами России. Иностранные граждане в России обязаны бережно относиться к памятникам истории и культуры. Другим культурным ценностям.

7. Свобода совести.

Иностранным гражданам, находящимся в России, наравне с гражданами России гарантируется свобода совести. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

8. Брачные и семейные отношения.

Иностранные граждане в России могут заключать и расторгать браки с гражданами России и другими лицами в соответствии с законодательством, пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами России.

9. Неприкосновенность личности и жилища.

Иностранным гражданам в соответствии с российским законодательством гарантируются в России неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.

Читайте так же:  Как правильно поставить водяной счетчик

10. Передвижение по территории России и выбор места жительства.

Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком установленным законодательством России. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Охраны общественного порядка, здоровья ми нравственности населении, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц.

11. Налоги и сборы

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в Росси на общих основаниях с гражданами России. если иное не предусмотрено законодательством России.

12. Защита прав иностранных граждан.

Иностранные граждане в России имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

13. Отношение к избирательному праву.

Иностранные граждане р России не могут избирать и быть избранными в Федеральное Собрание и другие выборные государственные органы, а также принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах).

14. Отношение к воинской службе.

Иностранные граждане не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных сил РФ.

Права и обязанности иностранных граждан

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Права и обязанности иностранных граждан в России ›
  • Права и обязанности иностранных граждан в России

Права и обязанности иностранных граждан в России

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый «национальный режим»,т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу иностранные граждане:

• не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

• не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом — членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом — членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) — водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком — должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны «А» и «В») заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Читайте так же:  Как и где узнать свою кредитную историю

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах «Для служебных отметок» миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров — и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны «А») с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны «В»), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту»

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 «О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Международное право

Правовое положение иностранцев

В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.

Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в Российской Федерации многими правами, вытекающими из соглашений Российской Федерации с республиками бывшего Союза.

Режим наибольшего благоприятствования выражается в пре- 361 доставлении иностранцам таких прав или установлении таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.

Международно-правовые акты и, в частности, Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), устанавливают следующие принципы и нормы, касающиеся иностранцев, их права и обязанности.

Предметно речь идет о следующем:

  1. право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
  2. обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства;
  3. недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом;
  4. обязанность иностранцев соблюдать законы данного государства, а за их нарушение несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
  5. право иностранца на защиту государства своего гражданства.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранцев определяется законодательными и исполнительными актами.

Таким образом, различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены, в частности, в таких областях, как: политические права (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, участвовать в референдумах, иметь «доступ к государственной службе в данной стране»); отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности); право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства и т.д.); установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации

регулируется ее законодательством и международными договорами. Так, в соответствии со ст. 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Предоставление национального режима иностранцам не только уравнивает их с гражданами Российской Федерации в сфере имущественных прав, но и возлагает на них обязанности, вытекающие из действующего гражданско-правового законодательства.

Имущественные, личные неимущественные, трудовые, семейные и процессуальные права иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, регулируются нормами международного частного права, в то же время на них распространяется действие правовых норм как отечественного, так и Российского государства. Указанная двойственность составляет специфику правового положения иностранцев.

Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ иностранцы пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью в той же мере, что и российские граждане (если иное не предусмотрено законом). Тем самым им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранцы, находящиеся в нашей стране, обладают равной с гражданами Российской Федерации правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, что соответствует ст. 2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Предоставление иностранцу гражданской правоспособности, равной с гражданами Российской Федерации, не увязывается с вопросом о месте жительства в России.

Читайте так же:  Как правильно оплатить госпошлину в суд

Иностранцы имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами России.

Правоспособность иностранцев может быть ограничена только по решению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеют место определенные аналогичные ограничения правоспособности российских граждан. Здесь вступает в действие норма обычного международного права, вытекающая из принципа суверенного равенства государств.

Применение к иностранным гражданам их национального законодательства допускается лишь при наличии международного договора по этому вопросу, участником которого является Российская Федерация.

Обязанности иностранцев в России сводятся к следующему: уважать Конституцию и соблюдать законы страны пребывания (ст. 62 Конституции РФ); не допускать возбуждения и пропаганды социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды (ст. 29 Конституции РФ); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ); платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Конституционное право

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

В наиболее полном объеме иностранным гражданам обеспечиваются личные права и свободы. Эта группа прав традиционно понимается как свобода действовать, принимать решения независимо от государства. Указанной группе прав присущи такие особенности, как неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения, они связаны с частной жизнью лица, его индивидуальной свободой и личной безопасностью.

Центральным, стержневым правом рассматриваемой группы является право на жизнь . В мирных условиях гарантия права на жизнь не сводится к запрещению убийства — такой запрет безоговорочно закрепляется уголовным законодательством всех стран мира. В качестве одной из гарантий охраны права на жизнь выступает деятельность государства, его полномочных органов по профилактике и борьбе с преступностью, и прежде всего с терроризмом и другими проявлениями экстремизма, с преступными посягательствами на жизнь и здоровье граждан.

Однако некоторое количество преступлений на территории России совершают и сами иностранные граждане и лица без гражданства. Международные преступники прибывают в Россию через территории государств СНГ, используя упрощенный порядок въезда-выезда. Криминогенной обстановке особенно способствует увеличение количества иностранных граждан, нелегально въехавших в Россию и проживающих на ее территории.

С правом на жизнь тесно связаны и другие основные права и свободы рассматриваемой группы. Подавляющее большинство из этих прав и свобод реализуются в том же порядке, что и российскими гражданами. Но некоторые различия все-таки имеются.

Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод, позволяющих человеку и гражданину участвовать в осуществлении власти в обществе и государстве, которые принято именовать политическими правами и свободами . Субъектами названных прав и свобод являются прежде всего граждане России, хотя некоторые из них могут осуществляться и негражданами. К ним относятся те права и свободы, которые не позволяют иностранным гражданам вмешиваться во внутренние дела государства.

Действие политических прав и свобод по-разному проявляется по отношению к иностранным гражданам. Так, свобода мысли не может зависеть от гражданства. Естественные ограничения в сфере осуществления свободы мысли и слова Конституция РФ связывает с недопустимостью пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах право на свободное выражение мнения включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору (ст. 19). Осуществление свободы мысли и слова, свободы печати и информации налагает на лицо определенные обязанности и ответственность и может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями и санкциями, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности ими общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Законодательные ограничения рассматриваемых прав и свобод распространяются как на российских, так и на иностранных граждан. Например, Законом «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну в различных областях: военной, экономической и научно-технической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (в частности, о методах и средствах защиты секретной информации, о лицах, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими указанные виды деятельности).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков пропаганды или призывов к экстремистской деятельности.

Свобода собраний и манифестаций предоставляет гражданам Российской Федерации (ст. 31 Конституции) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Однако на практике этими правами пользуются и иностранные граждане, тем более что Всеобщая декларация прав человека считает право мирных собраний и ассоциаций общепризнанной формой выражения мнений и убеждений. Иностранные граждане часто участвуют в различных публичных мероприятиях.

Что касается других политических прав, то конституционное право связывает их реализацию с состоянием в российском гражданстве (хотя и здесь есть некоторые исключения). Так, право на участие в управлении делами государства содержит несколько правомочий: право избирать и быть избранными; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» закрепляет: (1) иностранные граждане в России не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдумах (общероссийском и региональном); (2) постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12).

Закон о правовом положении иностранных граждан определяет их отношение к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Иностранный гражданин не имеет права: (1) находиться на государственной или муниципальной службе; (2) замешать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; (3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; (4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; (5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации; (6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (ст. 14).

Читайте так же:  Заявление об утере исполнительного листа

Ряд федеральных законов специально оговаривают невозможность государственной службы иностранных граждан в органах суда, прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможни.

Социально-экономические права и свободы обеспечивают человеку свободу в экономической, трудовой, социальной, культурной сферах, дают возможность защищать свои жизненные потребности. Эта группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все они в совокупности дают представление о правовом статусе человека.

Рассмотрим некоторые из прав этой группы. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Иностранцы не могут быть лишены ее иначе как по решению суда. Но в отношении некоторых объектов право собственности иностранцев имеет определенные особенности. Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г.

иностранные граждане и лица без гражданства не могут иметь в собственности землю на приграничных и иных установленных особо охраняемых территориях, земельные участки им предоставляются только за плату, а землями сельскохозяйственного назначения они могут обладать только на правах аренды.

Закон об иностранцах содержит нормы, определяющие реализацию права на труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем (заказчиком работ, услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. В качестве работодателя (заказчика) может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатели (заказчики работ, услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в России; временно проживающих в России; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, сотрудниками международных организаций; являющихся работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание поставляемого в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся аккредитованными журналистами; обучающихся в России; некоторых других.

Налоговый кодекс РФ имеет одинаковую силу в отношении российских граждан и иностранцев. В целях избежания двойного налогообложения Российская Федерация заключает специальные соглашения с иностранными государствами. Иностранные граждане обязаны беречь природу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вместе тем иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с федеральным законодательством не несут обязанности воинской службы в рядах Вооруженных Сил РФ и обязанности прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно ст. 15 Закона иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может быть принят на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства

На иностранцев и лиц без гражданства (апатридов), проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах.

Личными правами

(такими как: право на жизнь, на охрану государством достоинства личности, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, на неприкосновенность жилища и др.) иностранные граждане и лица без гражданства обладают наряду с гражданами РФ. Однако для иностранных граждан имеется ряд ограничений личных прав, установленных федеральными законами: на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Существует утвержденный постановление Правительства РФ перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранцам требуется специальное разрешение.

Наибольшие ограничения существуют в отношении политических прав этих лиц: не могут избирать и быть избранными в органы гос. власти; не могут участвовать в референдумах субъектов РФ; не могут находиться на гос. службе; не имеют права участвовать в отправлении правосудия; не вправе создавать политические партии в РФ или быть их членами. Но! Постоянно проживающие иностранные граждане (имеющие вид на жительство) имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; состоять на муниципальной службе.

Иностранные граждане также могут быть членами и участниками общественных объединений, не преследующих политические цели, т.е. им принадлежит право на объединение. Как члены или участники этих объединений они могут принимать участие в мирных собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетированиях.

В социально-экономической и культурно-духовной сферах жизни общества иностранцы обладают правами наравне с гражданами РФ: право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд (при наличии разрешения на работу), на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на свободу творчества и т.д.

Основные конституционные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан: обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ; соблюдать права и свободы других лиц; платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры.

Иностранцы не несут воинскую обязанность, не могут быть призваны на военную службу, но могут состоять по контракту.

Есть ряд особых обязанностей, вытекающих из статуса: выехать из РФ по истечении срока действия вызы или иного срока временного пребывания; постоянно проживающий обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания на терр. РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

Читайте так же:  Порядок увольнения по выслуге лет в мвд

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Видео (кликните для воспроизведения).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Права и обязанности иностранных граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here