Право пользования землями лесного фонда

Статья 22. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд

Статья 22. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Правами пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом.

К правам пользования участками лесного фонда и правам пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, применяются положения гражданского законодательства и земельного законодательства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются на основе признания многофункционального значения лесов (одновременного использования разными лицами и в разных целях).

>
Возникновение, осуществление, ограничение, приостановление, прекращение и защита прав пользования участками лесного фонда.
Содержание
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право пользования землями лесного фонда

Участки лесного фонда могут быть предоставлены в аренду или пользование для осуществления следующих видов лесопользования:

1) заготовка древесины;

2) заготовка второстепенных лесных ресурсов;

3) побочное лесопользование;

4) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

5) пользование участками лесного фонда для культурнооздоровительных, туристических, рекреационных и иных целей.

Различают временное пользование участками лесного фонда и постоянное пользование. Временное пользование, в свою очередь, может быть краткосрочным — до 1 года, и долгосрочным — до 15 лет.

Участки лесного фонда могут быть предоставлены в аренду лесопользователям на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь или по результатам лесных аукционов.

Запрещена субаренда участков лесного фонда, их выкуп, передача в частную собственность арендатора. Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для использования лесных ресурсов, проведения научных экспериментов и т. д. как с изъятием у владельцев лесного фонда, так и без изъятия. Один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий. Предоставление земель лесного фонда для лесопользования должно производиться с учетом защиты интересов населения и охраны окружающей среды.

Самовольно занятые земли лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Статья 63. Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ в статью 63 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования

Статья 63 . Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства, а также материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется:

в лесах первой группы — Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (за исключением случаев перевода для строительства линейных объектов);

в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

О переводе лесных земель в нелесные, а также земель лесного фонда в земли иных категорий, см. справку

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.

Об особенностях перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Часть седьмая утратила силу с 5 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий определяются Правительством Российской Федерации.

О составе и порядке подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую см. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ

Читайте так же:  Больничный лист после родов сколько дней

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решение о переводе лесных земель в нелесные земли является основанием для принятия решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования.

>
Порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением.
Содержание
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (ЛК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

2.2 Содержание права пользования землями лесного фонда

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

— постоянного (бессрочного) пользования;

— ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

— безвозмездного срочного пользования;

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Установление сервитута, как обременение, наложенное на земельный участок, обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. Вообще, при сделках с землями лесного фонда применяются положения ГК РФ и ЗК РФ, если ЛК РФ не предусмотрены какие-нибудь особенности и изъятия. В отношении аренды земельного участка из состава земель лесного фонда ЛК РФ установлены некоторые изъятия. В частности предусмотрены минимальные и максимальные сроки аренды земельного участка, определяется специфичный порядок расчета арендной платы за земельный участок, а также установлены особые цели, для которых может быть арендован земельный участок (например, в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для др.).

Аренда на земельный участок устанавливается посредством заключения договора аренды земельного участка из состава земель лесного фонда. Договор заключается уполномоченным на то государственным органом по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора. В соответствии с ч. 3 ст. 74 ЛК РФ аукцион не проводится в случаях предоставления лесов для использования в сфере охотничьего хозяйства, использования земель для геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, линий связи, дорог и других линейных сооружений; реализации приоритетных национальных проектов.

Порядок проведения аукциона закреплен в главе 8 ЛК РФ (ст. 78-80). Продавцом права на заключение договора является государственный орган, наделенный соответствующими полномочиями. Организатором аукциона может являться как сам продавец, так и специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом. В целом, указанный порядок содержит вполне стандартные положения о проведении аукциона и ни чем особенным не отличается.

Читайте так же:  Куры несушки как бизнес

Договор аренды может быть заключен как с юридическими, так и с физическими лицами.

Обособленно можно выделить договор, который устанавливает право собственности на лесные насаждения. Данный договор имеет свои особенности. Во-первых, срок его действия ограничен 1 годом (ч. 5 ст. 75 ЛК РФ). Во-вторых, несмотря на то, что приобретается право собственности на лесные насаждения, право собственности на землю под ними не приобретается. У покупателя появляется возможность лишь ограниченного пользования земельным участком под приобретенными лесными насаждениями. Данный договор призван обеспечить такой вид использования леса как заготовка древесины и заготовка древесины гражданами для собственных нужд. Право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности также должно приобретаться на аукционе, который организовывается и проводится в порядке, установленном Главой 8 ЛК РФ.

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.9, являются отношения собственности. Чаще всего посягают на право государственной и муниципальной собственности на участки лесного фонда и лесов. При этом нарушаются нормы не только ГК, но и Лесного кодекса.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный самовольно:

1) самовольно занимает лесной участок;

При этом нужно учесть, что в соответствии:

а) со ст. 7 Лесного кодекса земельный участок границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса), образуют лесной участок.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда (т.е. лесничеств и лесопарков);

б) со ст. 69 Лесного кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков смежных с земельными участками (определенных в соответствии с Федеральным законом от 18.06.01 N 78-ФЗ «О землеустройстве») — устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков;

в) со ст. 92 Лесного кодекса осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.

Границы лесных участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах);

3) использует упомянутые выше участки для возведения построек (строительства) для устройства складов (любых, в т.ч. ангаров, легкоразборных модулей и т.п.) для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, для распашки и т.п. целей (они перечислены неисчерпывающим образом!).

Самовольным считается занятие (использование) упомянутых участков без специальных разрешений (т.е. без лесорубочного билета, ордера, лесного билета, лицензий и т.п. документов, выдаваемых в соответствии с нормами Лесного кодекса, и Закона о лицензировании).

Оконченным правонарушение считается с момента совершения любого из упомянутых выше действий. Именно объективной стороной данное административное правонарушение отличается от состава преступления, предусмотренного в ст. 261 УК (последняя устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками опасности, в результате загрязнения отходами и т.п.). Изменения внесенные в ст. 7.9 Законом N 201 от 04.12.06 вступили в силу с 01.01.07.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Статья 7.9 допускает применение лишь одного вида наказания — административный штраф. Он назначается государственным инспектором по контролю за состоянием лесного фонда (см. коммент. к ст. 3.5, 23.24).

Субъекты и правовые формы использования земель лесного фонда

Порядок использования земель лесного фонда недостаточно урегулирован земельным законодательством. Предлагавшее в юридической литературе принятие специального нормативного акта в этой области не было реализовано. Порядок использования земель лесного фонда в основном связывался с тем, к какой группе относятся леса, расположенные на соответствующем участке земель данной категории. При отнесении лесов к той или иной группе одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. По этому критерию право землепользования отражает подчиненный характер по отношению к праву лесопользования. Такой подход отражает природноресурсные особенности этих отношений, но не может быть использован для характеристики правового режима земель лесного фонда.

Не менее важно разграничить право пользования землями этой категории с точки зрения форм использования земель.

Земли лесного фонда находятся только в государственной собственности (ст.13 КоЗ). Единая цель их использования не предусматривает возможности предоставления этих земель в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь.

Земли лесного фонда могут быть предоставлены на следующих правах:

 временного пользования (в т.ч. на основании концессионного договора);

Земельное законодательство не определяет субъектов и целей использования земель лесного фонда. Можно выделить несколько категорий землепользователей, которые могут получить земельные участки из состава данной категории земель.

Во-первых, основными землепользователями следует признать юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (лесхозы), которым в установленном порядке предоставляются земельные участки именно для данной цели. Перечень субъектов лесохозяйственного землепользования дается в ст.21 Лесного кодекса. К ним относятся:

 лесхозы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

 лесхозы и лесничества Министерства обороны Республики Беларусь;

 экспериментальные лесные базы Национальной академии наук Республики Беларусь;

Читайте так же:  Налог на земли общего пользования в снт
Видео (кликните для воспроизведения).

 учебно-опытные лесхозы Министерства образования Республики Беларусь;

 государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками;

 лесхозы Управления делами Президента Республики Беларусь;

 организации городских исполнительных и распорядительных органов, ведущие лесопарковое хозяйство.

Лесохозяйственные организации являются субъектами особого вида землепользованиялесохозяйственного. Земельное законодательство не выделяет данный вид землепользования, что является достаточно серьезным пробелом. В некоторой степени этот пробел восполняется лесным законодательством, в котором содержатся нормы, определяющие права и обязанности лесхозов в отношении закрепленных за ними земель.

Так, в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса юридические лица, ведущие лесное хозяйство, обязаны обеспечивать использование по целевому назначению земель лесного фонда, проводить работы по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других негативных процессов.

Во-вторых, земли лесного фонда могут находиться в пользовании юридических и физических лиц, осуществляющих различные виды лесопользования. Данные лица используют земли лесного фонда одновременно с лесными ресурсами, поэтому условия землепользования зависят от целей, для которых они получили участки лесного фонда. Сложная характеристика земельных отношений лесопользователей связана с совмещением нескольких видов природопользования.

Лесопользователи используют земли лесного фонда на основании разрешительных документов на лесопользование (лесорубочный билет, ордер, лесной билет), без какого-либо дополнительного разрешения. Это связано с тем, что лесопользование не может осуществляться без использования земли, которая имеет вторичное значение.

Вопрос об основаниях возникновения прав на землю у лесопользователей остается спорным. Можно считать, что у лесопользователей право лесопользования и право землепользования возникает одновременно. Для возникновения этого права не требуется обязательное изъятие земельных участков у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

Обязанности лесопользователей в отношении земель лесного фонда определены недостаточно. Это связано с тем, что цель пользования этими землями не установлена, требование целевого использования предъявляется только к предоставленным этим лицам участки лесного фонда. Лесопользователи обязаны приводить земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, после завершения на них работ в состояние, пригодное для лесовосстановления или иного целевого использования, и осуществлять сдачу участков лесного фонда юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, по истечении срока лесопользования (ст. 47 ЛК).

Особенности правового режима земель лесного фонда и порядок их использования определяются нормами, регулирующими лесопользование.

Право лесопользования может быть рассмотрено в нескольких значениях. В качестве объективного права право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей, основания их возникновения, изменения и прекращения. В качестве субъективного права под лесопользованием имеют в виду совокупность прав и обязанностей лесопользователей.

В соответствии со ст. 40 ЛК Республики Беларусь право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании

решений органов государственного управления,

договора аренды участка лесного фонда,

договора безвозмездного пользования данными участками,

лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.

Принятие решений о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользование может осуществляться по результатам лесных аукционов.

Участки лесного фонда могут предоставляться для постоянного или временного лесопользования. Постоянным признается пользование участками государственного лесного фонда, предоставленными для осуществления лесопользования без установления срока пользования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9092 —

| 7273 — или читать все.

Использование земель лесного фонда.

Имеются некоторые особенности использования земель лесного фонда по сравнению с использованием земель других категорий. Логика регулирования земельных и лесных отношений, понимания леса как экологической системы или как природного ресурса, т.е. совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, больше всего прослеживается в Лесном кодексе.

В нем предусматриваются особенности использования земель, где расположены леса, с которыми связаны:

1) заготовка древесины; способы рубок в зависимости от целевого назначения лесов и категорий защитности лесов, правила рубки, организация и порядок заготовки древесины при рубках, объем заготовки древесины при сплошных рубках, определение объема заготовки древесины при промежуточных и прочих рубках;

2) порядок заготовки живицы (сиропообразного смолистого вещества, выделяющегося при ранении хвойных деревьев, — основного сырья для получения канифоли и скипидара), порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования;

3) пользование лесными участками для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, в пограничных зонах, на особо охраняемых природных территориях.

Из этого вытекают возможности физических и юридических лиц по использованию земель лесного фонда, основания владения землями лесного фонда.

Объекты земельных и лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Участки земель лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с земельным и лесным законодательством России.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 Лесного кодекса).

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи грибы, лекарственные растения, охотиться.Однако это право может быть ограничено на основе законодательства в интересах пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ (по Лесному кодексу РФ 1997 года допускалось также ограничение пребывания граждан в лесах в интересах ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства).

Лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на правах пользования: аренды, безвозмездного срочного пользования, постоянного (бессрочного) пользования, ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитута).

Читайте так же:  Можно ли вступить в наследство частично

Лесопользователи обязаны соблюдать земельное законодательство и условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок на землях лесного фонда по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Основным правом лесопользования является аренда. По поводу заключения договоров аренды рассматривается немало споров. Так, Федеральным арбитражным судом Московского округа (постановление от 11 ноября 2002 г. по делу № КА-А41/7391-02) установил, что спецлесхоз обратился с иском об обязании ЗАО «К» освободить территорию государственного лесного фонда в квартале № 69 Горенского лесопарка. К участию в деле в качестве третьих лиц привлечена администрация Балашихинского района и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Балашихинского района.

Сотрудник спецлесхоза составил протокол о лесонарушении, в котором зафиксировал факт самовольного захвата ЗАО «К» территории государственного лесного фонда под возведение строения с уничтожением лесной подстилки и плодородного слоя лесных почв. Исчисленный на основании названного протокола ущерб ЗАО «К» уплатило, однако захваченную территорию не освободило, в связи с чем спецлесхоз подал иск об обязании освободить этот участок.

В соответствии с ЛК лицо, привлеченное к административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, Арбитражный суд Московской области пришел к выводу о том, что участок, в отношении которого был составлен протокол О лесонарушении, относится к лесному фонду. Суд также установил факт отсутствия у ЗАО «К» правоустанавливающих документов на данный участок. Утверждение общества о заключении в отношении спорного участка договора аренды земли являлось неверным. Из материалов дела, объяснений представителя администрации и самого ответчика следовало, что указанный договор не распространяется на 69-й квартал Горенского лесопарка.

В соответствии с п. 1 Положения о Московском городском управлении лесами, утвержденного Первым заместителем Премьера Правительства Москвы 27 апреля 1999 г., названная организация является специально уполномоченным органом государственного управления в области охраны и защиты городских лесов и лесного фонда. Согласно п. 5.1 Положения о специализированном лесхозе Балашихинский от 22 декабря 1999 г. на истца возложены функции по осуществлению контроля за состоянием лесов.

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования — заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательских работ, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Лесопользователи и землепользователи вправе: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, а также договором купли-продажи лесных насаждений; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.

Особенности и виды использования лесных участков при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Основные требования к использованию земель лесного фонда содержатся в нормах и статьях Земельного кодекса. Однако в Лесном кодексе также предусматриваются требования к использованию земель лесного фонда, обусловливающие их специфику, которые совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

При использовании, охране и переводе в другие категории земель лесного фонда, особенно занятых защитными лесами, законодательством РФ предусматривается проведение государственной экологической экспертизы, необходимость получения ее положительного заключения.

В связи с рассредоточением в настоящее время государственной экологической экспертизы по нескольким учреждениям (Росприроднадзора и Ростехнадзора) и по двум «этажам» — в Российской Федерации и в субъектах РФ возникает необходимость решения вопроса о том, куда обращаться на федеральном уровне и какими полномочиями обладают органы государственной экологической экспертизы субъектов РФ.

На федеральном уровне по объектам экологической экспертизы федерального уровня функциями государственной экологической экспертизы наделены Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Согласно положениям о них Ростехнадзор проводит экспертизу, связанную с охраной окружающей среды, а Росприроднадзор — связанную с природопользованием. Разделение этих функций является достаточно условным и примерным, поскольку организация рационального использования земель, лесов и иных природных ресурсов тесно связана с охраной окружающей среды и наоборот.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и новой редакцией ст. 6 Федерального закона «Об экологической экспертизе» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление ряда полномочий в области экологической экспертизы.

Переданные полномочия включают организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов РФ и т.д.

Эти полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование их осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе.

Читайте так же:  Получить индификационный код на ребенка

Согласно названному Федеральному закону в связи с этим предусматриваются дополнительные функции МПР России, федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Согласно ст. 6.1 ФЗ «Об экологической экспертизе» к полномочиям субъектов РФ относится получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

К полномочиям субъекта РФ также отнесено делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов в случае реализации этих объектов на территории субъекта РФ и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта РФ деятельности, намечаемой другим субъектом РФ.

Отсутствие положительных заключений государственной экологической экспертизы в конце 1990-х годов при переводе лесных площадей в нелесные послужило поводом и основанием решения Верховного суда РФ об отмене распоряжений Правительства РФ о таком переводе.

Важнейший институт государственной и общественной экологической экспертизы тесно связан, согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса, с охраной земель от деградации, загрязнения, захламления, от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями леса и других растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9568 —

| 7486 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1. Использование земель лесного фонда

Порядок использования земель лесного фонда, режим их правовой охраны зависит от того, к какой группе и категории защитности относятся леса, расположенные на соответствующем участке земель данной категории.

Все леса России по их экологическому, экономическому и культурно – оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологическое и природозащитные функции. Это почвообразующие, водоохранные, санитарно – гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России.

В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощенности в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведётся на основе расчётной лесосеки.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50 % территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы – это леса заповедников и национальных парков, городов и зелёных зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп таким особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесённых в Красную книгу.

В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также изъятия земель для государственных и общественных надобностей. В целях охраны земель лесного фонда в законодательстве установлен специальный порядок перевода лесных земель в нелесные земли.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда осуществляется:

в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;

в лесах второй и третьей групп – органами государственной власти субъекта РФ по предъявлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

При переводе лесных земель в нелесные земли для указанных целей с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки соответствующего участка лесного фонда и которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. Убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда, возмещаются лесопользователю в полном объёме в порядке, установленном Правительством РФ.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в указанных целях осуществляется соответствующим лесхозом с разрешения территориального органа Министерства природы РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в указанном выше порядке.

Право пользования землями лесного фонда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here