Право пользования землями водного фонда

Право пользования землями водного фонда

Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора о водопользовании или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для некоторых видов водопользования заключение договора или принятие решения о водопользовании не требуется (например, для научных, учебных целей). На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использовании акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использовании водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Данный договор признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Законодателем предусматривается ряд существенных условий договора водопользования, в том числе: сведения о водном объекте, включая описание его границ; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; срок действия договора; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки ее внесения; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора за нарушение его условий. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ст.14 ВК РФ).

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, они предоставляются, в частности, для обеспечения обороны и безопасности страны; сброса сточных вод; разведки и добычи полезных ископаемых; подъема затонувших судов; изъятия водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; указание цели, вида и условий использования водного объекта или его части; сведений о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которой планируется осуществлять водопользование; срок водопользования. К решению прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических сооружений, а также зон с особыми условиями использования водных объектов), а также пояснительная записка к ним.

Для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, заинтересованное физическое или юридическое лицо подает заявление в орган публичной власти, осуществляющий полномочия собственника водного объекта, которое должно быть рассмотрено в тридцатидневный срок. Отказ в предоставлении водного объекта должен быть мотивирован.

Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами – в порядке, предусмотренном законодательством о недрах. Принудительное прекращение права водопользования может осуществляться как в качестве санкции за нарушение водного законодательства (например, нецелевое использование водного объекта), так и в случае возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

| следующая лекция ==>
Понятие и структура земель водного фонда | Особенности охраны земель водного фонда

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 238 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Земли водного фонда: правовые вопросы

Территория, которая относится к категории земель водного фонда, может использоваться для обеспечения нужд населения: проживания, ведения хозяйства и даже промышленности. Есть определённые правила, которых придерживаются собственники и арендаторы наделов такого типа. За нарушение правил предусмотрены штрафные санкции, так как водные ресурсы всегда относятся к жизненно-важным и охраняемым.

Понятие водного фонда

В состав территории этого назначения входят:

  • дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
  • береговая линия;
  • прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.

По закону водным объектом признаётся территория:

  • постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
  • зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
  • находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.

Законодательство в сфере водных ресурсов

Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.

Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:

  • Водный Кодекс РФ;
  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ 68;
  • ФЗ 155;
  • ФЗ 172;
  • Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
  • региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.
Читайте так же:  Что относится к сложной бытовой технике

В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.

В некоторых субъектах можно встретить особо охраняемые, реликтовые озёра, болота, пруды. Многие объекты сосредоточены на территории заповедников и заказников, иногда являются их основой (например, Национальный Парк Зюраткуль в Челябинской области или Богдинско-Баскунчакский Заповедник в Астраханской области). Поэтому региональное законодательство обеспечивает более надёжную охрану водных объектов в дополнение к федеральным нормам.

Целевое назначение участков категории водных ресурсов

Границы территории водных ресурсов определяются общим законодательством:

  • наиболее удалённая линия отлива – для морей;
  • среднемноголетнее значение уровня воды – для озёр;
  • нормальный уровень воды безо льда – для водохранилищ, прудов;
  • границы торфяных залежей – для болот.

К этому значению добавляется понятие береговая линия. Её невозможно заполучить в собственность, она относится к земле общего пользования, как и сам водный объект.

Если территория не относится к заповедной, она может быть использована в соответствии с целевым назначением.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

  • строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
  • возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
  • возводить дома ИЖС;
  • пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
  • использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.
  • делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
  • создавать на прибрежной территории свалки;
  • сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
  • мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
  • создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

  • строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
  • зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
  • зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

Содержание водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Собственники водных ресурсов

Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.

Остальные:

  • находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
  • обособленные – на балансе регионов;
  • территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.

К федеральной собственности всегда относятся:

  1. курортные зоны;
  2. заповедники, заказники, нацпарки;
  3. территории, предназначенные для нужд обороны.

Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.
Читайте так же:  Правильно оформленная запись в трудовой книжке о приеме на работу

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Право пользования землями водного фонда

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут). Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до двадцати пяти лет. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения. Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства Российской Федерации, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому.

Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов. Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. Договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах: договор долгосрочного пользования водным объектом; договор краткосрочного пользования водным объектом; договор установления частного водного сервитута.

Орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с водопользователем договор долгосрочного или краткосрочного пользования водным объектом на основании лицензии на водопользование. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование, заключение договора пользования водным объектом является обязательным.

Права пользования водными объектами прекращаются в случаях: отказа водопользователя от пользования водными объектами; истечения срока, на который предоставляются в пользование водные объекты; смерти водопользователя — гражданина; прекращения деятельности водопользователя — юридического лица; прекращения особого пользования водными объектами; естественного или искусственного исчезновения водных объектов; перехода прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принудительное прекращение прав пользования водными объектами допускается только в случаях: неиспользования водных объектов в течение трех лет; неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов; использования водных объектов не по целевому назначению; возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд; несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; запрещения использования водных объектов.

Правовой режим земель водного фонда

Особенности правового режима земель водного фонда обусловлены юридической самостоятельностью земель и вод как компонентов природной среды, в связи с чем их охрана и использование регулируются различными отраслями законодательства. В то же время, воды и земли находятся в естественной природной связи, в связи с чем содержание правового режима земель водного фонда подчинено правовому режиму вод. Так, правовой режим земель водного фонда в значительной степени зависит от:

Читайте так же:  Финляндия нужен ли загранпаспорт и виза

· целевого назначения водоемов (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, рекреации; промышленности, транспорта, добычи полезных ископаемых и иных целей);

· вида осуществляемого водопользования (общее и специальное; обособленное и совместное).

Учитывая состав и целевое назначение земель водного фонда, к возможным субъектам права пользования этими землями относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом использовать земли данной категории могут водопользователи и иные субъекты. Право водопользователя использовать земельный участок является вторичным по отношению к праву водопользования, а лицам, не являющимся водопользователями, земельные участки предоставляются в общем порядке, предусмотренным земельным законодательством.

Поскольку согласно ст. 13 КоЗ земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду. Ст. 15 КоЗ не называет ведение водного хозяйства в качестве цели, для осуществления которой может быть предоставлено право постоянного пользования земельным участком. Следовательно, земельные участки из земель водного фонда могут быть предоставлены на праве постоянного пользования – государственным организациям для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством, а иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – на праве аренды.

Однако не все земли водного фонда предоставляются конкретным субъектам. Право пользования водопокрытыми землями осуществляется в комплексе с водопользованием, отдельно не оформляется и осуществляется на основании разрешительных документов на водопользование. Согласно водному законодательству водные объекты могут быть предоставлены в обособленное и совместное водопользование. Возможность предоставления обособленного водопользования ограничена узким перечнем целей, в связи с чем большинство водных объектов находится в совместном пользовании и используется одновременно для различных целей и различными субъектами. С учетом этого и использование прилегающих к водным объектам земель осуществляется этими водопользователями и иными субъектами совместно, однако земельное законодательство не регламентирует особенности предоставления данных земель в общее пользование.

Одной из основных целей использования земель, прилегающих к водным объектам, является размещение водохозяйственных сооружений и устройств. При этом должны соблюдаться предусмотренные законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности нормы о разработке проектной документации на строительство, а также нормы экологического законодательства, направленные на предотвращение вредного воздействия возводимых объектов на состояние вод.

Рассмотренные особенности использования земель водного фонда обусловливают специфику системы органов государственного управления землями данной категории, включающей помимо органов общей и специальной компетенции значительное количество органов ведомственного управления (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и др.). Значительными управленческими полномочиями в данной сфере наделены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство здравоохранения, что связано с необходимостью соблюдения экологических и санитарно-эпидемических нормативов в процессе водопользования и пользования землями водного фонда.

Существенные особенности имеет использование земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах, в которых устанавливаются запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности. Порядок использования земель водоохранных зон и прибрежных полос определяется в соответствии со ст. 77 Водного кодекса, Положением о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 № 377. Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных полос, которые утверждаютсяисполнительными комитетами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Земельные участки в пределах водоохранных зон и прибрежных полос не изымаются у землепользователей и используются ими для осуществления не запрещенных видов деятельности с соблюдением мер, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение вод, ухудшение экологического состояния соответствующих земель.

Земельные участки, предоставленные для ведения водного хозяйства, размещения водохозяйственных сооружений и устройств, не облагаются земельным налогом. Земельный налог взимается за земельные участки, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для сельскохозяйственных целей, рыборазведения и акклиматизации рыбы, — по правилам, предусмотренным для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения; осуществления другой предпринимательской деятельности (по ставкам, предусмотренным для производственной зоны).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право пользования землями водного фонда

В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на данной странице может устареть быстрее, чем мы успеваем ее обновлять!
Eсли Вы хотите найти правильное решение именно своей проблемы, задайте вопрос нашим юристам прямо сейчас.

В части первой. Порядок предоставления земель водного фонда в пользование определяется ст. ст. 123, 124 ЗК и ст. 16 ЗУ «Об аренде земли» (относительно права аренды), ст. 123 ЗК (относительно права постоянного пользования), ст. 100 ЗК (относительно права земельного сервитута) и ст. 1021 ЗК (по эмфитевзиса и суперфиция). В настоящее время существует серьезный пробел в определении органа, который бы распоряжался земельными участками государственной собственности в акватории морей, поскольку территория акватории моря сегодня не отнесена к территории областей и районов, однако одновременно является территорией Украины. По существующей практике такими землями распоряжается КМУ, однако надлежащее правовое основание для такого распоряжения отсутствует.

Читайте так же:  Сколько часов положено работать в месяц

В части второй. Комментируемая норма устанавливает круг субъектов, которые могут получать земельные участки водного фонда на праве постоянного пользования для определенных потребностей. Такими субъектами определены «специализированные предприятия» или «другие предприятия, в которых созданы специализированные службы по уходу . «. Вместе с тем, ч. 3 ст. 59 ЗК устанавливает значительно более узкий круг субъектов права постоянного пользования землями водного фонда. К ним относятся лишь «государственные водохозяйственные организации», которые могут приобретать земельные участки водного фонда в постоянное пользование «для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. д.».

Учитывая, что ЗК принятых позже ВК, именно положением ЗК следует отдавать предпочтение.

«Государственными водохозяйственными организациями», упомянутыми в ч. 3 ст. 59 ЗК, являются областные управления мелиорации и водного хозяйства (облводхоз), в составе которых действуют районные и межрайонные управления эксплуатации мелиоративных систем, а также бассейновые управления водных ресурсов и управление магистральных каналов (канала Днепр-Донбасс, канала Днепр-Ингулец, Главного Каховского магистрального канала, Ингулецкой оросительной системы, Северо-Крымского канала) 144.

В части третьей. Комментируемая часть предусматривает возможность предоставления земельных участков водного фонда в своеобразное вторичное временное пользование «по согласованию с постоянными пользователями». Данное положение противоречит принятому позже ЗК, который в ч. 5 ст. 116 предусматривает, что «предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия (выкупа) . «. Таким образом, ЗК не допускает вторичного пользования землями.

Принципы предоставления земельных участков водного фонда в пользование определяются прежде ч. 4 ст. 59 ЗК, по которой практически любые субъекты могут получать на условиях аренды земельные участки «прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для сенокошения, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п. «.

Существует проблема в соотношении положений ч. 4 ст. 59 ЗК, которая предусматривает возможность аренды «водоемов», и положениями ст. 51 ВК, которая регламентирует отношения по предоставлению в аренду «водных объектов». Как представляется, предоставление в аренду «водоемов» за ЗК фактически может означать предоставление в аренду земельных участков. Подробнее по поводу данной проблемы см.. комментарий к ст. 51 ВК.

Возможно использование земельных участков водного фонда также на праве т. с. общего землепользования — бесплатно, без предоставления отдельного разрешения и без закреплением за определенным лицом (ч. 2 ст. 38 ЗУ «Об охране окружающей природной среды»). Однако законом могут предусматриваться определенные ограничения этого права. Например, согласно ч. 5 ст. 59 ЗК «использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями».

В части четвертой. Относительно всех земель водного фонда предусмотрен разрешительный порядок выполнения на них строительных, дноуглубительных работ, добычи песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций. Порядок выдачи разрешения на эти виды работ установлен на основании комментируемого нормы и п. 7 ст. 14 ВК, ПКМ Украины «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда» от 12.07.2005 N 557. Разрешительный порядок не распространяется лишь «. на случаи проведения работ, связанных с: природоохранной и противопаводковой деятельностью, которую осуществляют органы Госводхоза; безопасностью судоходства на внутренних водных путях Украины; строительством и реконструкцией водных объектов в лесах для противопожарных целей» (п . 2 Порядка). Обязательные условия, которыми оговаривается выдача разрешения, определенные п. 4 упомянутого Порядка.

Относительно требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и заиления см. главы 20 УК.

Понятие «пригородные зоны» в действующем законодательстве не употребляется (кроме «рудиментарных» упоминаний в нормах типа комментируемого). Существование пригородных зон и особенности их правового режима предусматривались ЗК 1970 года (глава 18).

Субъекты и правовые формы использования земель водного фонда

Учитывая состав и целевое назначение земель водного фонда, к возможным субъектам права пользования этими землями относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом использовать земли данной категории могут водопользователи и иные субъекты. Лицам, не являющимся водопользователями, земельные участки предоставляются в общем порядке, предусмотренным земельным законодательством. Поскольку согласно ст. 13 КоЗ земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду.

Земельные участки из земель водного фонда могут быть предоставлены на праве постоянного пользования — государственным организациям для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством, а иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — на праве аренды.

95. В соответствии с Водным кодексом вокруг водных объектов устанавливаются водоохранные зоны, в границах которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира. Часть водоохранной зоны с более строгим режимом хозяйственной и иной деятельности образует прибрежную полосу. Законодательство не определяет, относятся ли водоохранные зоны и прибрежные полосы к землям водного фонда, однако сопоставление норм земельного и водного законодательства свидетельствует об их возможном (но не обязательном) территориальном совпадении. Также четко не определено соотношение земель водного фонда и зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, береговых полос вдоль внутренних водных путей.

Читайте так же:  Стороны не имеют претензий друг к другу

Правовой режим земель водного фонда.

Особенности правового режима земель водного фонда обусловлены юридической самостоятельностью земель и вод как компонентов природной среды, в связи с чем их охрана и использование регулируются различными отраслями законодательства. В то же время, воды и земли находятся в естественной природной связи, в связи с чем содержание правового режима земель водного фонда подчинено правовому режиму вод. Так, правовой режим земель водного фонда в значительной степени зависит от:

целевого назначения водоемов (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, рекреации; промышленности, транспорта, добычи полезных ископаемых и иных целей);

вида осуществляемого водопользования (общее и специальное; обособленное и совместное).

Учитывая состав и целевое назначение земель водного фонда, к возможным субъектам права пользования этими землями относятся ЮЛ и ИП. При этом использовать земли данной категории могут водопользователи и иные субъекты. Право водопользователя использовать земельный участок является вторичным по отношению к праву водопользования, а лицам, не являющимся водопользователями, земельные участки предоставляются в общем порядке, предусмотренным земельным законодательством.

Поскольку согласно ст. 13 КоЗ земли водного фонда не подлежат передаче в частную собственность, земельные участки из данной категории могут предоставляться только в пользование и аренду. Ст. 15 КоЗ не называет ведение водного хозяйства в качестве цели, для осуществления которой может быть предоставлено право постоянного пользования земельным участком. Следовательно, земельные участки из земель водного фонда могут быть предоставлены на праве постоянного пользования – государственным организациям для осуществления ими своих задач и функций, предусмотренных законодательством, а иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – на праве аренды.

Однако не все земли водного фонда предоставляются конкретным субъектам. Право пользования водопокрытыми землями осуществляется в комплексе с водопользованием, отдельно не оформляется и осуществляется на основании разрешительных документов на водопользование. Согласно водному законодательству водные объекты могут быть предоставлены в обособленное и совместное водопользование. Возможность предоставления обособленного водопользования ограничена узким перечнем целей, в связи с чем большинство водных объектов находится в совместном пользовании и используется одновременно для различных целей и различными субъектами. С учетом этого и использование прилегающих к водным объектам земель осуществляется этими водопользователями и иными субъектами совместно, однако земельное законодательство не регламентирует особенности предоставления данных земель в общее пользование.

Одной из основных целей использования земель, прилегающих к водным объектам, является размещение водохозяйственных сооружений и устройств. При этом должны соблюдаться предусмотренные законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности нормы о разработке проектной документации на строительство, а также нормы экологического законодательства, направленные на предотвращение вредного воздействия возводимых объектов на состояние вод.

Рассмотренные особенности использования земель водного фонда обусловливают специфику системы органов государственного управления землями данной категории, включающей помимо органов общей и специальной компетенции значительное количество органов ведомственного управления (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и др.). Значительными управленческими полномочиями в данной сфере наделены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерство здравоохранения, что связано с необходимостью соблюдения экологических и санитарно-эпидемических нормативов в процессе водопользования и пользования землями водного фонда.

Существенные особенности имеет использование земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах, в которых устанавливаются запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности. Порядок использования земель водоохранных зон и прибрежных полос определяется в соответствии со ст. 77 Водного кодекса, Положением о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 № 377. Размеры и границы (ширина) водоохранных зон и прибрежных полос, а также режим ведения в них хозяйственной деятельности определяются в проектах водоохранных зон и прибрежных полос, которые утверждаются исполнительными комитетами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды).

ЗУ в пределах водоохранных зон и прибрежных полос не изымаются у землепользователей и используются ими для осуществления не запрещенных видов деятельности с соблюдением мер, предотвращающих загрязнение, засорение и истощение вод, ухудшение экологического состояния соответствующих земель.

ЗУ, предоставленные для ведения водного хозяйства, размещения водохозяйственных сооружений и устройств, не облагаются земельным налогом. Земельный налог взимается за ЗУ, входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для сельскохозяйственных целей, рыборазведения и акклиматизации рыбы, — по правилам, предусмотренным для сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения; осуществления другой предпринимательской деятельности (по ставкам, предусмотренным для производственной зоны).

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право пользования землями водного фонда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here