Прием на работу бывшего военнослужащего

Вопрос: Какими законами регулируется прием на работу бывших военнослужащих из различных силовых структур, а также работников государственной службы иных видов? Каковы особенности приема таких работников? Какие документы и информацию необходимо запрашивать при приеме их на работу (и в каком виде)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.)

Какими законами регулируется прием на работу бывших военнослужащих из различных силовых структур, а также работников государственной службы иных видов? Каковы особенности приема таких работников? Какие документы и информацию необходимо запрашивать при приеме их на работу (и в каком виде)?

Прежде всего отметим, что военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами (например служба в органах внутренних дел), являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 и ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ), п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 342-ФЗ)).

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 Закона N 58-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Закона N 342-ФЗ).

Гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, является государственным служащим (ст. 10 Закона N 58-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557. Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов приведены в разделе II Указа N 557, а также в перечнях, утвержденных руководителями соответствующих федеральных государственных органов (смотрите, например, Перечень воинских должностей. утвержденный приказом Министра обороны РФ от 24.11.2014 N 865, Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации. утвержденный приказом МВД России от 31.10.2013 N 875).

В силу ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и части первой ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения обязаны, заключая трудовой договор, сообщать работодателю о последнем месте службы.

Часть 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции обязывает работодателя в случае заключения с такими лицами трудового договора в течение двух лет после их увольнения с государственной службы сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Аналогичное требование содержит и часть третья ст. 64.1 ТК РФ.

Отметим, что названные требования должны выполняться при заключении как трудовых договоров по основному месту работы, так и трудовых договоров по совместительству (смотрите также ответ Роструда с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора (п. 4 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29).

Отметим, что такая обязанность возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором. Как следует из приведенных норм, ограничение по сумме вознаграждения имеет место только в случае заключения с бывшим государственным или муниципальным служащим гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. Если с бывшим служащим заключается трудовой договор, то размер заработной платы не имеет значения. Законодательство не ставит обязанность работодателя сообщать о заключении названных выше договоров и в зависимость от того, замещал ли бывший государственный или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

Невыполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и частью третьей ст. 64.1 ТК РФ, является основанием для привлечения к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Таким образом, работодатель, заключая трудовой договор с бывшим военнослужащим или служащим различных силовых структур в течение двух лет после их увольнения с государственной службы, должен определить, относится ли бывший служащий к лицам, в отношении которых действуют ограничения ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции (т.е. включена ли замещаемая им ранее должность в соответствующий Перечень должностей) (смотрите также Информацию Минюста РФ от 30.05.2014 «Памятка работодателю, принимающему на работу бывшего государственного или муниципального служащего»).

Читайте так же:  Процентная надбавка за выслугу лет фсин

Выяснить, что работник ранее состоял на государственной службе, работодатель может из документов, которые работник обязан предъявить ему в соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора, а именно, из трудовой книжки, военного билета. Также сведения об этом могут быть получены от самого работника в устной беседе, а также из его резюме, анкет работника.

Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, предъявление которых работником необходимо при заключении трудового договора. При этом в соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов*(1). В связи с этим некоторые суды делают выводы, что включение в Закон о противодействии коррупции вышеприведенных обязанностей работника позволяет говорить и о наличии у работодателя в силу части второй ст. 65 ТК РФ обязанности требовать при приеме на работу граждан, проходивших государственную или муниципальную службу, сведения о том, какие должности соответствующей службы они занимали (смотрите, например, постановление Красноярского краевого суда от 15.04.2013 по делу N 4А-209/2013).

Вместе с тем в силу различных причин работодатель при заключении трудового договора может не располагать информацией о том, что соискатель является бывшим государственным или муниципальным служащим (например, им не предъявлена трудовая книжка*(2), военный билет*(3) и т.п.). Как отметил Верховный суд РФ в постановлении от 20.12.2013 N 31-АД13-4, в ситуации, когда отсутствуют сведения о том, что соискатель ранее замещал государственную или муниципальную должность, работодатель не имеет возможности сообщить о его трудоустройстве, и, соответственно, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует. При этом обязанность работодателя по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы после заключения трудового договора сохраняется и возникает с того момента, когда он узнал или должен был узнать о выше названных фактах уже в процессе трудовой деятельности работника (смотрите решение Ростовского районного суда Ярославской области от 07.02.2013 по делу N 12-9/13).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:

— Энциклопедия решений. Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 апреля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(2) Согласно части пятой ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

*(3) Поскольку отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства, то прием на работу граждан, у которых в нарушение требований части первой ст. 65 ТК РФ отсутствует документ воинского учета, представляется возможным (смотрите Энциклопедию решений. Документы воинского учета).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Зачем нужен военный билет при устройстве на работу

Военный билет при приеме на работу является одним из обязательных документов, который предоставляет подробную информацию о прохождении воинской службы или же получении отсрочки по ряду определенных причин. Основные нюансы по поводу предоставления такого документа требуют более детального рассмотрения.

Законодательная база

Категория лиц, которые должны иметь военный билет, подробно рассмотрена в ФЗ № 53 от 28.03 1998 г. состоящем из нескольких частей:

  • Статья 1 подразумевает обязательное прохождение срочной службы;
  • Статья 2 определяет понятие воинская служба;
  • Статья 7 расписывает степень ответственности предприятия, предоставившего трудоустройство без военного билета;
  • Статья 7 предоставляет перечисление обязанностей, которые касаются воинского учета.

Нужно ли предоставлять военный билет?

65 ст. Законодательства РФ предусматривает необходимость предъявления военного билета при официальном трудоустройстве на работу. Если же данный документ отсутствует, то работодатель обладает правом отказа в получении должности.

В соответствии с положениями закона (65 ст. ТК РФ) документы по воинскому учету подразделяют на 2 вида (приписное свидетельство, военный билет). Обязанностью предприятий является передача информации в военкомат для осуществления проверки о поступившем на работу гражданине и наличии у него соответствующего документа.

Такие положения предусмотрены в 23 п. «положения о воинском учете». Поэтому официальное трудоустройство фактически невозможно при отсутствии военного билета. Подробная информация, указанная в документе должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.

Читайте так же:  Приказ о дисциплинарном взыскании по результатам проверки прокуратуры образец акта

Зачем требуют наличие документа при трудоустройстве?

Компания, которая берет на официальное трудоустройство мужчину, то должна получить данные из военного билета необходимые для передачи в военкомат.

Отсутствие документа имеет высокие риски для компании работодателя:

  • Привлечение работодателя к ответственности;
  • Обучение и дальнейшее нахождение сотрудника без документа чревато потерей его как работника, так как его в любой момент могут призвать к выполнению армейского долга.

В большинстве случаев работодатель не извещает потенциального сотрудника о причине отказа во избежание дальнейшего рассмотрения жалобы, которую он может подать в трудовую инспекцию.

Могут ли принять на работу без наличия военного билета?

Если подробно изучать положения 65 ст. ТК РФ, то военный билет не предоставляет ряд обязательных документов для приема на работу, так как не входит в утвержденный перечень. Теоретически работодатель не может дать отказ в трудоустройстве, но при этом данная процедура имеет некоторые нюансы.

Предприятие должно в обязательном порядке уведомить военкомат о наличии воинского документа гражданина, который был принят на работу, поэтому осуществление процедуры требует соблюдения всех законных оснований и военный билет все-таки считают обязательным документом для предъявления при официальном трудоустройстве.

Военный билет не нужно предоставлять следующим категориям лиц:

  • Лица несовершеннолетнего возраста;
  • Мужчины в возрасте старше 60 лет;
  • Иностранные граждане;
  • Женщины.

Прием на работу мужчин в возрасте старше 60 лет имеет некоторые нюансы (возможность устройства без документа, если гражданин не призван к воинской обязанности).

При отсутствии военного билета нельзя принимать на работу определенные категории граждан:

  • Военнообязанные граждане призывного возраста (18–27 лет). При предоставлении военного билета необходимая информация отправляется в военкомат;
  • Мужчины в возрасте старше 27 лет не подлежат призывному возрасту, но при этом должны предоставить документ для заполнения специальной формы Т2 (бланк содержит информацию о воинском учете);
  • Лица, которые находятся в запасе в возрасте от 50 до 65 лет и имеющие воинское звание.

При устройстве на работу сотрудник не должен скрывать информацию о прохождении службы или же постановке на воинский учет, так как такие данные подвергаются тщательной проверке, и при выявлении нарушений работодатель несет ответственность перед государством.

Как можно оформиться на работу без наличия военного билета в 2019 году?

Рассмотрение законов относительно приема на работу с наличием или отсутствием военного билета имеет двоякое значение. С одной стороны, отдел кадров должен передать информацию в военкомат, но при этом не имеет законного права отказывать соискателю без наличия других весомых оснований.

В данном случае гражданин обладает законным правом подачи жалобы в органы трудовой инспекции или же суд.

Альтернативным вариантом решения проблемы является получение военного билета в связи с наличием следующих обстоятельств:

  • Прохождение службы;
  • Получение категории непригодности к армейской службе;
  • Учеба на военной кафедре.

Если же призывник так и не прошел службу до наступления 27 лет, то требуется обращение в военкомат, изучение дела комиссией и выдача объяснительной записки в связи со сложившимися обстоятельствами.

Нужен ли военный билет после наступления 27 лет?

Люди призывного возраста в возрасте 18–27 лет являются гражданами, которые обязаны пройти службу в армии при условии отсутствия каких-либо противопоказаний. При этом многие интересуются нужно ли предъявлять военный билет при устройстве на работу по истечении этого возраста.

Если же гражданин имеет возраст старше 27 лет, то он не освобождается от обязательного предъявления документа, так как работодатель должен отправлять информацию о мужчинах в возрастной категории от 18 до 50 лет.

Можно ли устроиться на работу без военного билета и приписного свидетельства?

Видео (кликните для воспроизведения).

В практике трудоустройства также встречаются случаи, когда работодатели берут сотрудников на работу без военного билета при заключении трудового договора. В данном случае ответственность несет предприятие, которое провело процесс оформления с явными нарушениями.

Устройство на работу без приписного свидетельства или военного билета также возможно при неофициальном оформлении. Такая процедура имеет потенциальные риски для соискателя в виде получения неполной заработной платы, нарушения его прав и отсутствия отчислений в пенсионный фонд, что в дальнейшем скажется на размере пенсии.

Ответственность работодателя при приеме на работу без военных документов

Компания работодатель имеет право на устройство работника без военного билета, но при этом она должна в обязательном порядке оповестить военкомат о получении данных, представленных в документе (1 п. 4 ст. ФЗ № 53 «О Воинской повинности» от 28.03.1998 г.)

Если же работодатель проводит официальный процесс оформления, то он нарушает ст. 5.27 КоАП РФ и может получить штраф в следующих размерах:

  • От 10000 до 20000 тысяч рублей для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 тысяч рублей для ИП;
  • От 50000 до 100000 тысяч рублей для юридических лиц.

Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о предоставлении военного билета при устройстве на работу в комментариях, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

При принятии решения о приеме на работу претендента без соответствующих документов (если нет военного билета при приеме на работу) юридическое лицо обязано руководствоваться следующими источниками права:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).

Документами воинского учета являются:

  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).
Читайте так же:  Отметка механика в путевом листе для ип

Не обязаны состоять на воинском учете граждане, постоянно проживающие за пределами РФ.

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

В соответствии с редакцией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, которая вступила в силу с 17.02.2019, граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства, по месту пребывания или по месту их фактического проживания (поправки внесены Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ). То есть неважно, есть у гражданина регистрация или ее нет, он обязан обратиться в местный военкомат и встать на учет, если он переехал в другой регион и проживает там более 3 месяцев.

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Представители Минобороны РФ в Письме от 01.03.2019 № 315/4/1023 уточнили, что форму направления граждан в военный комиссариат для постановки на воинский учет можно взять из совместного Приказа министра обороны РФ, МВД РФ и ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197 (Приложение № 3). Выглядит эта форма следующим образом:

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Ээто не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Исходя из действующего законодательства и судебной практики, однозначного ответа на вопрос, можно ли принимать на работу без военного билета (2019), не существует. Во многом это зависит от состояния воинского учета в организации и позиции конкретного работодателя по вопросу: обязательно ли нужен военный билет для устройства на работу.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

В некоторых случаях вопрос, можно ли принять на работу мужчину без военного билета, не стоит. Потому что, в соответствии с ст. 65 Трудовым кодексом РФ , военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета.

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Если организация не сообщит в военный комиссариат о приеме на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, то она нарушит законодательство ( статья 1 ТК РФ ). В этом случае может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или приостановлена деятельность организации на срок до 90 суток.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

Вот перечень сведений, на которые необходимо обратить внимание в военном билете:

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.
Читайте так же:  Организация общественного питания оквэд

Отметим, что если организация ведет личные дела на своих работников, то информация или копии документов, которые там находятся, не должны быть избыточными. Иными словами, если копия военного билета нужна именно для работы отдела кадров по какой-либо причине, то хранить копию надо. Если эти сведения нужны исключительно при приеме на работу, то информации в личной карточке Т-2 будет достаточно.

Возможен ли прием на работу без военного билета в 2019 году

Для осуществления трудоустройства кадровые службы, помимо целого перечня надлежащих документов, требуют для мужчины и предоставление послужного списка, однако многих молодых людей по-прежнему волнует вопрос, возможен ли будет приём на работу без военного билета в 2019 году, произошли ли какие-либо изменения в данном постановлении и что делать, если таковой документ отсутствует.

Сталкиваясь с определёнными трудностями при зачислении в рабочий штат, мужчины, действительно, не знают, как выйти из сложившейся ситуации самым благополучным образом. Возможно ли это вообще и какие существуют правовые «лазейки», с помощью которых можно обрести рабочее место, даже при условии отсутствия на руках ВБ, – расскажет наш материал.

Можно ли трудоустроиться без без военного билета в 2019 году

Согласно статье 65 ТК РФ, военный билет включается в перечень документов, необходимых к предоставлению при трудоустройстве. Вместе с тем работодатель не имеет права в отказе для приёма на работу граждан, которые не имеют послужного списка, но, конечно, при том условии, если другие объективные причины для не взятия в штат отсутствуют.

В реальной действительности трудовые организации неохотно берутся за дело с такими соискателями, поскольку у нанимателя в дальнейшем может возникнуть ряд проблем, о которых мы подробнее поговорим несколько позднее. Однако ни одна кадровая служба не откроет потенциальному наёмному рабочему истинную причину отказа в трудоустройстве, если на самом деле она заключается в отсутствии у него так называемого военника. И всё потому, что в сложившейся ситуации молодой человек имеет полное право подать жалобу в трудовую инспекцию с целью дальнейшего разбирательства.

Как оформить приём на работу без военного билета в 2019 году

В случае возникновения подобной ситуации, когда организация отказала в трудоустройстве, пояснив своё решение отсутствием военного билета, соискатель для достижения желаемой цели может пойти несколькими путями:

  • подать официальную жалобу в трудовую инспекцию;
  • подать иск в суд;
  • получить приписное удостоверение или военный билет.

Конечно, добиться принятия на рабочее место можно любым из этих способов, но наиболее оптимальный вариант – получить документ военного учёта, поскольку его наличие имеет немаловажное значение не только в вопросе трудоустройства, и в дальнейшем в отдельных сферах жизни он может сыграть решающую роль. Кроме того, оформление военного билета и его выдача на руки потребует куда меньше времени, чем обращение в тот же суд с проведением последующего судебного разбирательства.

Для того, чтобы получить подобный документ, необходимо:

  • поступить на армейскую службу;
  • зачислиться в запас без дальнейшего несения воинской службы (при условии наличия противопоказаний со стороны здоровья или обстоятельств, дающих отсрочку: получение образования, наличие на иждивении нетрудоспособных родственников, малолетних детей или ребёнка-инвалида и пр.);
  • получение высшего образование в ВУЗе военной направленности: по окончанию такого учебного заведения молодому человеку не только выдаётся военный билет, но и присваивается звание лейтенанта.

Штраф за приём на работу без ВБ

Любые трудовые организации несут прямую ответственность за приём на работу граждан, которые не предоставили военный билет. За нарушение трудового законодательства работодателю предусмотрено наказание в виде административного штрафа:

  • пункт 3 статьи 21.4 КоАП РФ предусматривает выплату штрафа в размере до 10 МРОТ;
  • в соответствии со статьёй 5.27 КоАП РФ работодатель обязан выплатить штраф, размер которого колеблется: для лиц ИП денежная выплата составляет от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей и для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Какая ответственность за приём на работу без ВБ

Требования работодателя по предъявлению военного билета при трудоустройстве имеют законные основания, что подтверждается теми сведениями, которые содержит статья 65 ТК РФ. В ней излагается чёткий перечень документов, необходимых для предоставления кадровым службам, и отдельным пунктом значится потребность в приложении к пакету документов приписного свидетельства или военного билета.

Чаще всего, при отсутствии подобного документа, работодатель принимает решение об отказе в трудоустройстве, не раскрывая при этом истинную причину. Однако в том случае, если организация принимает на работу такого гражданина, она нарушает трудовое законодательство, что влечёт за собой наказание в виде административного штрафа. Во-первых, сам факт заключения трудового договора с работником, не имеющим военный билет, – уже нарушение правопорядка (статья 5.27 КоАП РФ). Во-вторых, при зачислении молодых людей в штат организация обязана предоставить соответствующие сведения в военкомат, а поскольку документ военного учёта отсутствует, выполнить это требование будет невозможно. Непредоставление необходимой информации военному комиссариату – также правонарушение, за которое работодателю придётся заплатить ещё один штраф (пункт 3, статья 21.4 КоАП РФ).

Различают следующие виды нарушений:

  • неоповещение военного комиссариата о том, что в ту или иную организацию был трудоустроен работник, который подлежит воинскому учёту;
  • отсутствие направления в установленный срок в ответ на запрашивание военкомата всех необходимых сведений о лицах, подлежащих воинскому учёту;
  • непредоставление перечня лиц, которые в грядущем году должны достичь своего семнадцатилетия;
  • неоповещение наёмного рабочего о повестке, а также непредоставление ему возможности явиться в место, указанное военным комиссариатом.

Ежегодно работодатель обязан информировать военкомат о молодых людях, возраст которых в будущем году достигнет 17-ти лет. Такие сведения подаются до 1 ноября включительно.

Для чего нужен военник при трудоустройстве

При заключении трудового договора организация, принимающая на работу гражданина РФ, обязана подать соответствующие сведения в военкомат. Стоит заметить, что руководители, берущие в свой штат молодого человека, у которого отсутствует послужной список, подвергают себя риску, ведь в случае выявления подобного факта им придётся понести административное наказание.

В связи с этим трудовые организации чаще всего отказывают в предоставлении рабочего места лицам, не имеющим на руках военный билет. Причина кроется в нежелании не только брать на себя ответственность, но и обучать, подготавливать тех сотрудников, которых в любой момент могут отозвать в армейские ряды. Как правило, работодатель не называет истинную причину своего отказа, поскольку соискатель может подать жалобу в трудовую инспекцию и даже в суд.

Читайте так же:  Почетный донор является ветераном труда

Видео: Военный билет при трудоустройстве

Документом воинского учёта является не только военный билет или выданное вместо него удостоверение (как правило, такая официальная бумага имеется на руках у военнообязанных граждан, которые состоят в запасе). Если речь идёт о призывнике, то он может предъявить удостоверение гражданина, направляющегося на военную службу. В отдельных случаях соискатель предоставляет справку из военкомата, и трудовые организации обязаны её принять: подобный документ выдаётся военнообязанным гражданам России, достигшим двадцатисемилетия, но не прошедшим по определённым причинам воинскую службу. Данная справка становится полноправной заменой военного билета.

Кого можно принимать без билета

Статья 65 ТК РФ достаточно чётко излагает перечень документов, необходимых для предъявления работодателю при трудоустройстве. К ним относится: паспорт или любой другой документ, который удостоверяет личность, трудовая книжка, документы об образовании, страховое свидетельство, справка об отсутствии или же наличии судимости, а также официальную бумагу, подтверждающую факт того, что принимаемое лицо не употребляет наркотические или психотропные вещества. В этот список также включён документ военного учёта, увидеть который захочет любая кадровая служба.

Однако для отдельных соискателей существуют и исключения, в соответствии с которыми предоставлять военный билет не нужно. К категории таковых лиц относятся:

  • женщины;
  • мужчины, чей возраст превышает 60 лет (такие лица не должны иметь звание, подразумевающее военную обязанность);
  • несовершеннолетние граждане;
  • лица, имеющие иностранное гражданство.

Кого принимать на работу нельзя

Существует категория лиц, которых трудоустраивать при условии отсутствия у них военного билета категорически запрещается. К ним относятся:

  • военнообязанные граждане, то есть мужчины призывного возраста (18-27 лет): при предоставлении военного билета работодатель составляет официальный отчёт о приёме на работу военнообязанного лица, а затем отправляет эту бумагу в военный комиссариат;
  • мужчины, возраст которых превысил отметку 27-ми лет: несмотря на то, что призывной период для этих лиц уже окончен, они обязаны предъявлять соответствующий документ, на основании которого составляется личная карта, где имеются все указания о воинском учёте;
  • граждане от 50 до 65 лет, которые находятся в запасе, но при этом имеют определённое звание, подразумевающее нахождение их в резерве.

Скрывать о наличии звания категорически возбраняется, поскольку извещение об этом является требованием законодательства, соответственно при его нарушении соискатель привлекается к ответу с последующим административным наказанием.

Что делать, если не берут на работу без военника?

Закон, принятый правительством РФ, о трудоустройстве соискателя без наличия у него военного билета довольно неоднозначный. С одной стороны, любая трудовая организация обязана информировать военный комиссариат о взятии в рабочий штат молодого человека призывного возраста. С другой, работодатель не имеет ровно никакого права не принять на работу лицо, обратившееся с целью трудоустройства и одновременно не имеющее на руках соответствующего документа, то есть военный билет. Трудовой инспекцией, в случае обращения к её представителям, это может быть воспринято как необоснованный отказ, что регламентировано статьёй 64 ТК РФ.

Именно по этой причине чаще всего работодатель не даёт истинного обоснования соискателю по поводу невзятия его на имеющуюся вакансию. В случае официального уведомления потенциального работника об отказе в трудоустройстве, связанным с отсутствием документа военного учёта, соискатель вправе обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Составив соответствующую жалобу и подав её на рассмотрение, можно рассчитывать на то, что правда окажется на стороне гражданина, желающего получить рабочее место. В качестве альтернативы допускается обратиться сразу в суд. Кроме того, соискатель может подать жалобу одновременно в обе указанные инстанции.

Теме не менее, получение военного билета – это наиболее приемлемый вариант, который откроет дорогу в любые организации. Выдать его могут в следующих случаях:

  • несение воинской службы;
  • присвоение мужчине категории негодности к зачислению в армейские ряды;
  • получение образования на одной из военных кафедр.

В том случае, если гражданин по каким-либо причинам не был призван в военкомат, а ему уже исполнилось 27 лет, он обязан самостоятельно обратиться в военный комиссариат, пройти необходимый медицинский осмотр, а затем предоставить объяснительную бумагу.

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Порядок ведения кадрового учёта периодически проверяется государством с целью установления его соответствия принятым законодательством нормам. Центральный орган, контролирующий данные вопросы, – это трудовая инспекция. Именно она осуществляет проверку личных дел всех работников, в которых, кроме основного перечня документов, подшит и копия военного билета.

Данная бумага в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:

  • вердикт призывной комиссии;
  • сведения о прохождении воинской службы;
  • отметку о звании;
  • данные о наградах;
  • информацию о получении ранений;
  • отметки о присутствии в запасе или на воинских сборах;
  • данные о постановке на воинский учёт или же снятии с него;
  • сведения, касающиеся антропометрии.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый работник отдела кадров должен иметь в виду, что военные билеты при трудоустройстве бывают двух типов: те, которые получают по окончанию обучения на военных кафедрах (речь идёт о билете офицера запаса), а также те, которые выдаются в самих воинских частях. Информация располагается в них по-разному, по этой причине необходимо проявлять предельную внимательность, которая поможет избежать административного наказания за неимение документа военного учёта при трудоустройстве.

Видео: Военный билет при приеме на работу

У меня в военнике стоит категория «Д». Беспокоился, что не возьмут на работу, но, посоветовавшись со специалистом, понял, что с этой отметкой можно получить отказ при трудоустройстве лишь в МВД, МЧС и ФСБ. Все остальные организации не имеют право не принимать соискателя только потому, что в документе военного учёта имеется такая категория. Теперь я спокоен.

Наша семья недавно переехала, ни одной повестки я ещё не получал. Конечно, не радовать это меня не может, но, с другой стороны, сейчас я заканчиваю обучение и совсем скоро планирую подыскивать себе работу. Волнует вопрос, смогу ли я трудоустроиться с учётом отсутствия у меня военного билета. Знакомый говорит, что без военника или приписного свидетельства меня не допустят даже к прохождению медкомиссии. Отпишитесь, пожалуйста, кто владеет точной информацией на этот счёт.

Прием на работу бывшего военнослужащего
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here