Соут для водителей легковых автомобилей

Содержание

  • Вопрос: Обязан ли работодатель проводить внеплановую специальную оценку условий труда водителей и составлять новую карту Специальной оценки условий труда в связи с заменой старых автомобилей УАЗ на новые, но той же модификации (УАЗ)? Режим работы водителей, СИЗ водителей, условия труда остались прежними. Тип топлива автомобилей — бензин и технические характеристики автомобилей без изменений. Фактически изменились только госномера автомобилей. Класс условий труда водителей 3.1., но, фактором определяющим вредный класс условий труда является тяжесть трудового процесса. Замена автомобилей не влияет на уровень воздействия вредных и (или) опасных. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», октябрь 2017 г.)

    Обязан ли работодатель проводить внеплановую специальную оценку условий труда водителей и составлять новую карту Специальной оценки условий труда в связи с заменой старых автомобилей УАЗ на новые, но той же модификации (УАЗ)? Режим работы водителей, СИЗ водителей, условия труда остались прежними. Тип топлива автомобилей — бензин и технические характеристики автомобилей без изменений. Фактически изменились только госномера автомобилей. Класс условий труда водителей 3.1., но, фактором определяющим вредный класс условий труда является тяжесть трудового процесса. Замена автомобилей не влияет на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов водителей.

    Нет, не обязан, поскольку в данном случае замена автомобилей УАЗ на новые не окажет влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

    В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

    Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

    На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

    1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

    3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

    7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», октябрь 2017 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Соут для водителей легковых автомобилей

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Организация принимает водителей на автомобили грузоподъемностью более трех тонн.
    В организации действует аттестация рабочих мест в отношении уже имевшихся рабочих мест (старых грузовых автомобилей). В связи с созданием нового производственного подразделения организацией взяты в аренду новые грузовые автомобили, в отношении которых специальная оценка условий труда еще не проведена. Наименование должностей и трудовая функция водителей, работающих на вновь созданных и старых рабочих местах, аналогичны, технологических изменений в организации не осуществлялось. По коллективному договору предусмотрен дополнительный отпуск за вредные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда и аттестацией.
    Нужно ли предоставлять дополнительный отпуск в соответствии с п. 200 Списка водителям автомобилей грузоподъемностью более 3 тонн, или дополнительный отпуск предоставлять только после специальной оценки условий труда?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    В настоящее время применение Списка не является обязательным. Дополнительный отпуск работникам за работу во вредных условиях труда работодатель обязан предоставить после проведения специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Работодатель имеет право предоставлять такой отпуск и до получения результатов спецоценки, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом или трудовым договором.

    Читайте так же:  Хищение средств в особо крупном размере

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Виноградова Марина

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Комарова Виктория

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) Смотрите ответ специалистов Роструда на Вопрос: В 2015 г. проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) на вновь организованном рабочем месте начальника участка по обработке керна, отдела обеспечения экспериментальных исследований опытно-экспериментального центра. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2016 г.)).
    *(2) Смотрите также разъяснения представителей Роструда на Вопрос: Положены ли работнику, работающему по совместительству в бюджетном учреждении (больница) по должности «оператор копировальных машин», выдача молока, доплата за вредность, дополнительный отпуск при условии, что специальная оценка условий труда на его рабочем месте не проводилась? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)).

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Соут для водителей легковых автомобилей

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июня 2017 г. № 543н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования”

    В соответствии с частью 7 статьи 9 и частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4342; 2016, № 18, ст. 2512) и пунктом 14 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2056; 2015, № 18, ст. 2715; 2016, № 51, ст. 7402) приказываю:

    Утвердить по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации прилагаемые особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.

    Министр М.А. Топилин

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2017 г.

    Утверждены
    приказом Министерства труда и
    социальной защиты Российской
    Федерации
    от 30 июня 2017 г. № 543н

    Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования

    1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования*(1) (далее соответственно — водители, рабочие места) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда*(2), а также с учетом настоящих Особенностей.

    2. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями (объединением работодателей) на рабочих местах водителей, если они расположены на транспортных средствах одной модели, а указанные транспортные средства используются для регулярных перевозок пассажиров в границах одного населенного пункта и (или) для регулярных перевозок в пригородном сообщении с одним населенным пунктом и удовлетворяют требованиям части 6 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»*(3) .

    3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Особенностей, работодателями (объединением работодателей) может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

    4. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

    Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

    5. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах исследованиям (испытаниям) и измерениям в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

    Читайте так же:  Когда теряется статус многодетной семьи

    б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);

    в) виброакустические факторы;

    г) параметры микроклимата;

    д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);

    е) напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; число объектов одновременного наблюдения, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).

    6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:

    а) предусмотренных Правилами дорожного движения*(4) наблюдаемых водителем дорожных знаков, в том числе временных; сменных сигналов светофоров (красный, желтый, зеленый, лунный) и световых информативных устройств, дорожной разметки; издаваемых транспортными средствами при их движении, остановке или маневрах световых и звуковых сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, ходовые огни, огни заднего хода), специальных сигналов регулировщика;

    б) пешеходов, находящихся на проезжей части, при выполнении на перекрестках поворота налево или направо;

    в) предусмотренных правилами технической эксплуатации транспортных средств путевых сигналов (спецчасти контактной сети, спецчасти рельсового пути, знаки ограничения скорости, указательные знаки, спецзнаки городского электротранспорта);

    г) процесс открытия и закрытия дверей пассажирского салона для посадки и высадки пассажиров на остановках городского транспорта, а также показаний сигнализации открытия и закрытия дверей на панели приборов транспортного средства;

    д) процесс высадки и посадки пассажиров в салон транспортного средства, наблюдаемый через боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства;

    е) действия и поведение пассажиров в салоне транспортного средства, наблюдаемые через салонное зеркало заднего вида транспортного средства;

    ж) показаний индикаторов на панели приборов транспортного средства.

    7. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса в части подсчета плотности сигналов и сообщений в единицу времени принимаются следующие минимальные значения числа сигналов и сообщений, указанных в пункте 6 настоящих Особенностей, и получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства:

    а) при начале движения — 6;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    б) при остановке для посадки (высадки) пассажиров — 12;

    в) при прибытии на остановочный пункт — 6;

    г) при замедлении скорости — 6;

    д) при маневрировании (перестроении из ряда в ряд, повороте, развороте, движении задним ходом) — 12.

    8. При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.

    9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

    10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.

    *(1) В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5555; 2011, № 17, ст. 2310; № 45, ст. 6326; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320; 2014, № 6, ст. 566, № 49, ст. 6928; 2015, № 17, ст. 2477; № 29, ст. 4374; 2016, № 27, ст. 4191) к городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа.

    *(2) Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г., регистрационный № 31689) с изменениями, внесенными приказами Минтруда России от 20 января 2015 г. № 24н (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2015 г., регистрационный № 35927), от 7 сентября 2015 г. № 602н (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2015 г., регистрационный № 39785), от 14 ноября 2016 г. № 642н (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2017 г., регистрационный № 45539).

    *(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366; 2015, № 29, ст. 4342; 2016, №18, ст. 2512

    *(4) Утверждены постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931; № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; № 40, ст. 3891; 2005, № 52, ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; № 5, ст. 610; 2010, № 9, ст. 976; № 20, ст. 2471; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 1, ст. 154; № 15, ст. 1780; № 30, ст. 4289; № 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст. 371, 404; № 24, ст. 2999; № 29, ст. 3966; № 31, ст. 4218; № 52, ст. 7173; 2014, № 14, ст. 1625; № 21, ст. 2707; № 32, ст. 4487; № 38, ст. 5062; № 44, ст. 6063; № 47, ст. 6557; 2015, № 1, ст. 223; № 15, ст. 2276; № 17, ст. 2568; № 27, ст. 4083; № 46, ст. 6376; 2016, № 5, ст. 694; № 23, ст. 3325; № 31, ст. 5018, 5029; № 38, ст. 5553; 2017, № 14, ст. 2070).

    Читайте так же:  Норма холодной воды на человека в месяц

    Обзор документа

    Закреплены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.

    Так, предусмотрена возможность проведения специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями на аналогичных рабочих местах. В этом случае может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки. Полномочия руководителя комиссии делегируются представителю одного из работодателей.

    Исследования (испытания) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей проводятся во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме.

    Установлено, какие вредные и (или) опасные производственные факторы исследуются и измеряются в обязательном порядке. Среди них — шум, электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев), виброакустические факторы, параметры микроклимата, тяжесть, напряженность трудового процесса.

    Аттестация рабочего места водителей

    Определение места работы водителя

    Под водительским рабочим местом подразумевается кабина транспорта, в которой работник проводит основное рабочее время. Во избежание негативных факторов влияния для водителя должно отвечать установленным нормам безопасности.

    Метод проведения спецоценки.

    Независимо от транспортного средства спецоценка проводится по Методике проведения специальной оценке условий труда. При проведении спецоценки проводятся как инструментальные замеры вредных производственных факторов, так и экспертные оценки.

    Перед проведение спецоцнки назначается комиссия , которая определяет перечень рабочих мест , подлежащих СОУТ, а также выбирает аттестующую организацию

    К выбору комиссии необходимо подходить серьезно. В состав комиссии включают руководителей заинтересованных служб – бухгалтерия, отдел кадров, отдел труда и занятости, охрана труда, представители профсоюза.

    Обязанности аттестационной комиссии

    Аттестационная комиссия имеет следующие права и обязанности:

    • формировать весь список рабочих мест, подлежащих спецоценке;
    • учитывать жалобы работников, касающиеся условий труда;
    • подготавливать предложения по ликвидации обнаруженных недостатков;
    • изучать результаты проведения спецоценки на РМ ;
    • Тонкости выполнения спецоценки

    При проведении спецоценки обращают внимание на факторы, типичные для Рм водителя :

    • шум;
    • содержание химических веществ в воздухе внутри кабины;
    • общая или локальная вибрация.

    Шум внутри кабины АТС обусловлен мощностью двигателя и звуконепроницаемостью в кабине. Максимально разрешенные нормы в рамках спецоценки 80 дБ. Превышение шума вызывает головные боли, усталость и как следствие снижение внимания,

    Вибрация влияет на снижение внимания, нарушение координации и способствует появлению головной боли.

    Наиболее неблагоприятными, с точки зрения условий труда, являются рабочие места трактористов и экскаваторщиков, что обусловлено характером работы и устройством кузова транспортного средства.

    Параметры напряженности и тяжести

    Во время проведения спецоценки учитывают напряженность и тяжесть рабочего процесса. Для такой профессии основными условиями являются концентрация, предельная внимательность и осторожность. Каждое ошибочное движение или неправильная ориентация при каких-либо непредвиденных ситуациях на дороге могут привести к аварийной ситуации с разным исходом. В группу такого риска входят водители-дальнобойщики. Одним из главных негативных факторов, приводящих к авариям, в этой категории водителей считается утомляемость. Ведь им поставлена задача – перевезти грузы на большое расстояние, путешествие может длиться даже несколько недель. У человека нарушается обычный жизненный ритм и соответственно возникает напряженность. По результатам проведения СОУТ на рабочих местам устанавливается класс условий труда , в соответствии с которым назначаются компенсации и льготы, согласно законодательству.

    Основной целью спецоценки является не только обнаружение вредных производственных факторов на рабочем месте, но и дальнейшие их устранение и совершенствование. Для улучшений условий реализуют профилактические программы, что позволяет работникам ощущать себя комфортно.

    СОУТ водителя автомобиля

    Новые правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов

    Новые правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

    Государственная экспертиза условий труда (2017 год)

    Записи в блоге

    Специальная оценка условия труда водителей

    Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

    В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

    Но так ли это на самом деле?

    Для заказа интересующей услуги (консультации)
    Напишите нам на e-mail: [email protected]

    или позвоните нам по номеру +7 (926) 591-17-84

    Общие принципы оценки условий труда водителя

    В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

      шум; инфразвук; вибрация общая и локальная; недостаточная освещенность в кабине; вредные вещества в воздухе; параметры микроклимата в кабинет; тяжесть и напряженность труда.

    Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

    Читайте так же:  Письменное заявление о приеме на работу

    Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

    1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

    В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

    И этот классификатор говорит следующее:

      виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником; микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя); освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).

    Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

    Все дело в том, что:

      автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.

    2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

    Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

    И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

    В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

    Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

    Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
    Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
    Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
    Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
    Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

    Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
    Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
    Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
    — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
    — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
    — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

    Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
    Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
    Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
    Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

    Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
    Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
    Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.

    Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:

    • уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
    • скрупулёзно собирать исходную документацию;
    • требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
    • до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.

    СОУТ водителей автомобиля

    Вопрос: Нужна ли специальная оценка условий труда для водителей?

    Автомобиль — нестационарное рабочее место и законодательство предусматривает особенности проверки мобильных служебных помещений. Поэтому каждый руководитель должен знать, как провести спецоценку условий труда в организации для шофера.

    Читайте так же:  Как поменять права украины на российские

    Специальная оценка условий водительского труда заключается в экспертизе авто, которым управляет служащий. Поэтому проводится не СОУТ водителей автомобиля, а экспертиза машины. Если машин в гараже много, это называется аналогичное место работы. Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ № 426, экспертизу проводят только в 20% от общего количества автомобилей. Но если в одной из проверяемых единиц обнаружены нарушения, то эксперты проверяют все остальные машины.

    СОУТ для водителей грузовых автомобилей замеряет уровень:

    • шума;
    • вибрации;
    • акустики;
    • микроклимат в кабине (кондиционирование, температура);
    • тяжесть трудового процесса;
    • напряженность;
    • психоэмоциональные факторы.

    Эксперты замеряют эти показатели специализированным прибором, но в дополнение беседуют с каждым водителем и протоколируют проанализированные сведения. Схема экспертизы СОУТ для водителей легковых автомобилей аналогична и требования к проверке и установке класса вредности предъявляются те же.

    Особенности СОУТ водителя в 2018 году

    Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начали действовать с 25 декабря 2017 года.

    Поскольку особенности проведения специальной оценки условий труда водителей расписаны законодателем на двух листах, приведем содержание целиком.

    ОСОБЕННОСТИ
    ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧИХ
    МЕСТАХ ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО
    ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

    1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (далее соответственно — водители, рабочие места) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, а также с учётом настоящих Особенностей.

    2. Допускается проведение специальной оценки условий труда совместно несколькими работодателями (объединением работодателей) на рабочих местах водителей, если они расположены на транспортных средствах одной модели, а указанные транспортные средства используются для регулярных перевозок пассажиров в границах одного населённого пункта и (или) для регулярных перевозок в пригородном сообщении с одним населённым пунктом и удовлетворяют требованиям части 6 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Особенностей, работодателями (объединением работодателей) может создаваться единая комиссия по проведению специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

    4. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

    Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

    5. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах исследованиям (испытаниям) и измерениям в обязательном порядке подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

    • а) шум;
    • б) электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
    • в) виброакустические факторы;
    • г) параметры микроклимата;
    • д) тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
    • е) напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства);
    • плотность сигналов и сообщений в единицу времени, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей;
    • число объектов одновременного наблюдения, в том числе указанных в пункте 6 настоящих Особенностей;
    • нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения);
    • активное наблюдение за ходом производственного процесса;
    • нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).

    6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряжённости трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:

    7. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса в части подсчёта плотности сигналов и сообщений в единицу времени принимаются следующие минимальные значения числа сигналов и сообщений, указанных в пункте 6 настоящих Особенностей, и получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства:

    • а) при начале движения — 6;
    • б) при остановке для посадки (высадки) пассажиров — 12;
    • в) при прибытии на остановочный пункт — 6;
    • г) при замедлении скорости — 6;
    • д) при маневрировании (перестроении из ряда в ряд, повороте, развороте, движении задним ходом) — 12.

    8. При отсутствии на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.

    9. В ходе отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по напряжённости трудового процесса итоговый класс (подкласс) условий труда по параметрам напряжённости трудового процесса повышается на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    10. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов не допускается использование приборов и (или) поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.

    Соут для водителей легковых автомобилей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here