Списание техники в бюджетной организации

Списание техники в бюджетной организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.)? Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять его демонтаж с целью извлечения металлолома, пригодных деталей и узлов, иных материалов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании основных средств (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация), возможна только после его утверждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

20 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов. Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства. На федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. «г» п. 6 Положения N 834).

Списание техники в бюджетной организации

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации. В каждом случае при списании имущества необходимо руководствоваться положениями законодательства.

Как правило, почти во всех системных блоках, мониторах, в составе комплектующих деталей, изделий технического назначения, бытовых приборов, инструментов, оборудования, материалов в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы необходимо учитывать. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такое имущество может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности выполняются организациями с лицензией на осуществление этой деятельности.

Учреждение может самостоятельно определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в штате нет специалиста, который способен дать заключение о наличии или отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к классу опасности, для утилизации имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

При списании мебели учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам, вывоз которых обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Порядок утилизации имущества должен быть определен в рамках учетной политики учреждения с учетом норм законодательства. В числе прочего он может включать:

  • перечень материальных ценностей, которые подлежат утилизации;
  • способы утилизации (самостоятельно или с привлечением специализированной организации);
  • сроки утилизации;
  • порядок вывоза отходов после утилизации объектов основных средств и т.п.

В соответствии с пп. 51, 52 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта.

Вместе с тем пунктом 335 Инструкции № 157н прямо предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета при принятии соответствующего решения, должен учитываться на счете 02, пока не будут проведены мероприятия (в т.ч. утилизация), предусмотренные актом о списании.

Таким образом, факт выбытия с балансового учета объекта основных средств и факт реализации мероприятий по утилизации (уничтожению) выбывшего объекта – два разных события хозяйственной жизни, которые происходят после утверждения решения о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта о списании должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации этих мероприятий необходимо подтвердить первичными документами.

Унифицированной формы первичного учетного документа, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н учреждение вправе локальными нормативными актами утверждать формы первичных (сводных) учетных документов для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 7 Инструкции № 157н.

Таким образом, учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, которые оно будет применять при утилизации или уничтожении нефинансовых активов своими силами, а также с привлечением сторонних организаций. Указанные документы позволят подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок в случае возникновения спорных ситуаций.

Читайте так же:  Брак с гражданином таджикистана в россии

Если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, факты проведения таких работ могут быть подтверждены:

  • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований учредителя или положений учетной политики учреждения;
  • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору со специализированной организацией.

Если профильной комиссией учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) необязательно.

Как оформить приказ об операции с основными средствами

Приказ о списании основных средств, образец

Списывая ОС, организации необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  1. Формирование комиссии по списанию/выбытию основных средств. Состав комиссии утверждает руководитель учреждения. Цель комиссии — проверка технических свойств списываемого изделия, выявление возможности починки, определение причин списания, исследование запасных частей на предмет их дальнейшей пригодности.
  2. Оформление заключения по факту проверки технического состояния.
  3. Создание распоряжения о списании основных средств и акта о списании (письмо Минфина РФ от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454). Распоряжение и акт должны быть составлены грамотно, так как при проверке ИФНС проверяющий может потребовать эти документы для подтверждения расходов на списание.

Приказ об инвентаризации основных средств, образец

Перед тем как приступить к инвентаризации имущества (сверке с записями бухгалтерского учета), руководитель организации должен документально оформить соответствующее решение. Распоряжение об инвентаризации основных средств может быть сформировано как на унифицированном бланке по форме ИНВ-22 (Постановление Госкомстата РФ № 88), так и в произвольной форме.

В распоряжении необходимо указать следующую информацию:

  • наименование документа, дату и номер (данные реквизиты вносятся в журнал регистрации по форме ИНВ-23);
  • сведения о проводимой инвентаризации — причины, структура, период;
  • членов инвентаризационной комиссии с указанием должности каждого сотрудника.

Приказ на модернизацию основного средства, образец

Обновление материально-технической базы учреждения — модернизация — производится только после издания соответствующего распоряжения.

Решение руководителя на модернизацию закрепляет:

  • состав и полномочия комиссии по модернизации;
  • номенклатурные номера изделий, нуждающихся в обновлении, и причины производимой модернизации;
  • график работ.

Ответственность за составление предписания об обновлении ОС может возлагаться на секретаря, заместителя директора по технической части, бухгалтера. Унифицированного регистра у данного документа нет, поэтому приказ может быть составлен в произвольной форме. Образец распоряжения о модернизации может быть утвержден учетной политикой организации. Приказ подписывает руководитель учреждения. Члены комиссии ставят свои подписи в конце документа в знак того, что они ознакомлены с содержащейся в нем информацией.

Приказ о консервации основных средств, образец

Распоряжение о консервации создается в том случае, когда объекты в организации временно не используются
Решение руководителя о временном неиспользовании ОС включает следующие сведения:

  • основные причины консервации;
  • период, на который приостанавливается использование;
  • должностные лица, ответственные за процедуру консервации и расконсервации и за сохранность изделий в период неиспользования.

Ответственным работникам необходимо провести инвентаризацию консервируемых ОС и оформить соответствующий акт.

Форму актов и распоряжения о консервации организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Списание техники в бюджетной организации

Порядок списания оргтехники

Каков порядок списания оргтехники в бюджетном учреждении?

Списание оргтехники в бюджетном учреждении

Каков порядок списания оргтехники в бюджетном учреждении? Корреспонденция счетов.

Список используемых нормативных документов

— Приказ МФ от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета» (далее — Инструкция N 157н)

— Приказ МФ от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета» (далее — Инструкция N 174н)

— Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 г. N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Положение о списании)

— Приказ Минэкономразвития РФ N 96, Минфина РФ N 30н от 10.03.2011 г. «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее — Приказ 96/30)

— Приказ Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н, Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее — Инструкция N 68н).

В соответствии с Инструкцией N 157н решение о списании основных средств может быть принято по основанию морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления, стихийных бедствий и иной чрезвычайной ситуации, ликвидация по аварии и по другим причинам.

Процедура списания основных средств включает в себя следующие мероприятия:

— определение технического состояния каждой единицы основных средств;

— оформление необходимой документации;

— получение разрешения на списание;

— утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации;

— списание с балансового (забалансового) учета.

В соответствии с Инструкцией N 157н п.52 к отражению в бухгалтерском учете списания основных средств, принимаются акты при наличии согласования решения о списании в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Положением о списании федерального имущества предусматривается создание в организациях постоянно действующих комиссий по подготовке и принятию решений о списании имущества. На комиссию возлагаются функции, связанные, в частности, с осмотром имущества, принятием решения о возможности его восстановления, установления причин списания, подготовкой акта и пакета документов для списания. К работе в комиссии могут привлекаться эксперты из числа штатных сотрудников либо сторонних организаций (в том числе на возмездной основе).

В компетенцию комиссии входит:

— непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;

— установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;

— установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т.д.);

Читайте так же:  Пожизненное содержание судьи в отставке

— выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;

— определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;

— контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии — в организацию по приему вторсырья;

— составление актов о списании объектов основных средств.

По результатам проведенных мероприятий в соответствии с Приказом 96/30 для федеральных учреждений комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов для учреждений другого уровня бюджета должен быть установлен ГРБС.
Перечень документов для списания оргтехники:

— копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;

— копии инвентарных карточек учета основных средств;

— заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);

— копии технических паспортов;

— выписки из реестра муниципального имущества;

— копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;

— справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;

— документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации.

В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта федерального имущества;

инвентарный номер объекта федерального имущества в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества;

балансовая стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта федерального имущества на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.

Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждаются органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

Видео (кликните для воспроизведения).

самостоятельно утвердить акт о списании основных средств;

представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;

представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Почти во всей оргтехнике в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.

Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов». Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия.
После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость.
В бухгалтерском учете операции по списанию оргтехники, оприходование драг. металлов и их продажа отражаются следующими записями (Инструкция 174н):

Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях

Что относится к материальным запасам

Это имущественные ценности, используемые в процессе деятельности учреждения. В их состав принято включать готовую продукцию и товары для продажи.

Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.

Классификация материальных запасов включает:

  1. Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
  2. Готовую продукцию — результат производственного цикла.
  3. Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
  4. Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.

Примером отдельной категории может быть спецобувь и одежда, тара и упаковка для хранения, постельное белье и хозинвентарь. Срок их использования и стоимость не имеет никакого значения.

Группировка матзапасов в бюджете

Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:

Списание техники в бюджетной организации

Дата публикации 25.02.2019

У казенного учреждения на счете 101 34 числится неисправная оргтехника. Достаточно ли для ее списания решения комиссии учреждения или требуется заключение специалиста-эксперта?

В соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника. В целях реализации этого положения на уровне публично-правовых образований издаются нормативные акты, которые регламентируют порядок списания государственного (муниципального) имущества.

Так, положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834). Оно применяется при списании движимого и недвижимого имущества, которое находится в федеральной собственности и закреплено, в частности, за федеральными государственными учреждениями.

В пунктах 7, 9 Положения № 834 уточняются требования к работе комиссии по поступлению и выбытию активов. В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Они включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Таким образом, эксперт может не привлекаться, если, по мнению председателя комиссии, в учреждении есть сотрудники, которые обладают достаточными знаниями для определения степени морального или физического износа техники и ее пригодности для дальнейшей эксплуатации.

Читайте так же:  Опекун над психически больным человеком

Комиссия готовит акт о списании в зависимости от вида имущества и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (п. 6 Положения № 834). Следовательно, каждое министерство и ведомство определяет свой перечень документов, которые необходимо приложить к акту о списании. В этот перечень может войти и заключение эксперта.

Например, в пп. 2, 6 приложения к приказу Минтруда России от 27.08.2018 № 556н (далее — Приказ № 556н) установлено, что копия заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества необходима для согласования решения о списании федерального движимого имущества, балансовая стоимость которого равна или превышает 200 тыс. руб., и имущества, которое эксплуатировалось менее срока полезного использования. Заключение должно быть получено не ранее 6 мес. до его представления в министерство и подтверждать непригодность объекта к дальнейшему использованию. К заключению должны быть приложены копии документов, подтверждающих правомочность экспертной организации, выдавшей заключение о техническом состоянии объекта, на осуществление указанного вида деятельности на территории Российской Федерации (сертификат соответствия, лицензия, сведения из ЕГРЮЛ). Пунктом 8 приложения к Приказу № 556н учреждениям, подведомственным Минтруда России, предоставлено право самостоятельно принимать решение о списании федерального движимого имущества балансовой стоимостью до 10 тыс. руб. включительно.

Таким образом, ответ на вопрос, нужна ли техническая экспертиза объекта основных средств для обоснования его списания, казенному учреждению нужно искать в муниципальном нормативном акте, регламентирующем порядок списания муниципального имущества, а также в ведомственном нормативном акте. Если в названных документах такое требование отсутствует, решение принимает руководитель учреждения. При наличии в комиссии учреждения работников, обладающих специальными знаниями, привлекать специалиста-эксперта необязательно.

Приведенный порядок справедлив и для бюджетных (автономных) учреждений, если для списания имущества требуется согласование с собственником. Вопрос о привлечении независимого эксперта в случае списания основных средств, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, остается на усмотрение руководителя.

Если на уровне публично-правового образования или ведомства не определен порядок списания имущества, учреждению целесообразно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых особенностей и закрепить в локальном нормативном акте. В нем можно указать, в частности, критерии, когда для списания объекта требуется заключение эксперта.

Списание техники в бюджетной организации

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бюджетном учреждении регулярно осуществляются мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, а также периодически выполняются ремонтные работы, в результате которых в распоряжение учреждения поступают отходы (металлолом, макулатура, ветошь и т.п.), а также комплектующие, запасные части и другие «вторичные» материалы (аккумуляторы, выработавшие ресурс, шины, лампы и др.). Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета с указанием АнКВД и КОСГУ проводок по начислению доходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, отражается по дебету счета 010500000 и кредиту счета 040110172 «Доходы от операций с активами». Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов (в том числе комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома, иных материалов (возвратных материалов)), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражается по дебету счета 010500000 «Материальные запасы» в корреспонденции со счетом 040110199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».
Доходы от реализации материальных запасов отражаются с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» и относятся на соответствующие подстатьи статьи 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пожидаева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок списания компьютерной техники (нюансы)

Списание компьютерной техники — процесс, которого не избежать подавляющему большинству современных предприятий. Чем может отличаться списание оргтехники от списания иных объектов основных средств предприятия, вы узнаете из этой статьи.

Причины списания оргтехники и компьютеров

Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Читайте так же:  Смена имени несовершеннолетнего ребенка

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157).

О бухгалтерском учет списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Значение процедуры списания

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
Читайте так же:  Что является дорогой общего пользования

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.
Видео (кликните для воспроизведения).

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Списание техники в бюджетной организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here